«Идеи лидеров - ульяновскому образованию» |
Использование коллективных и групповых способов обучения в учебно-воспитательном процессе, Парнявская Наталья Николаевна
|
Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. В настоящее время образование не может быть усовершенствовано без принципиального переосмысления роли учителя в учебно-воспитательном процессе. Особенно важной задачей на сегодняшний день является воспитание подрастающего поколения в духе сотрудничества, взаимной поддержки и взаимопомощи, когда каждый может почувствовать свою принадлежность к общему делу и ответственность за него. Нельзя не согласиться с известным российским психологом и филологом А. А. Леонтьевым в том, что педагогическое общение в подлинном понимании - это многоэтажная конструкция, которая предполагает: деятельность - взаимодействие - общение - контакт /1/. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них. Это обучение в процессе общения учеников с учителем, учащихся друг с другом, в результате которого возникает необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения дети поочередно выполняют разные социальные роли – лидера, исполнителя, эксперта, исследователя, контролера. Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой, социальной деятельности. Задача учителя- помочь ребятам самостоятельно взаимодействовать в сотрудничестве, добывать знания, критически осмысливать полученную информацию, уметь делать выводы и аргументировать их. Важно сегодня научиться управлять деятельностью, как всего коллектива учащихся, так и каждого отдельно ученика. С этой целью изучаю и применяю на практике технологию сотрудничества, работу в группах. Это позволяет выявить нереализованные в традиционном обучении резервы и возможности. Ян Амос Коменский высказывался о том, что возможность учить своих товарищей и самому учиться у них идет на пользу любому ребенку. Очевидно, что при работе в группах создаются условия для получения знаний детьми в ходе обмена мнениями. Учащиеся учатся слушать друг друга, передают знания, объясняют непонятное товарищу, а умение научить другого – это высокий показатель уровня усвоения учебного материала. Каждый ребенок получает возможность: говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки (в момент их возникновения), воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Кроме того, создаются условия для естественного общения и сотрудничества детей. Роли меняются: каждый из участников, то "учитель", терпеливо обучающий товарища, то "ученик", активно работающий с помощью товарища. Смена партнеров, обмен материалами оживляет деятельность, адаптирует друг к другу, учит выстраивать общение, снимает боязнь допустить ошибку. На таких уроках учащиеся учатся слушать друг друга, передают знания, объясняют непонятное товарищу, а умение научить другого – это высокий показатель уровня усвоения учебного материала. Такая работа позволяет организовать работу так, чтобы осуществлялись все виды контроля: контроль учителя, самоконтроль и взаимоконтроль. Организуя, таким образом, обратную связь, педагогу легко получить сведения о ходе процесса усвоения материала каждым учеником, что составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения новых знаний. Фактором успешности учебной и внеклассной деятельности можно считать то, что дети класса учатся в такой атмосфере, когда рядом с ними товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял. Дети учатся оказывать поддержку однокласснику в группе. От успеха каждого зависит успех всей группы, ребята испытывают ответственность и за свои успехи, и за успехи одноклассников. Учащиеся класса с большим удовольствием выполняют поисковые задания, исследовательские работы, различные проекты экологической направленности. Дети участвуют в индивидуальных, парных, групповых проектах. Личная заинтересованность детей в процессе познания растет благодаря тому, что в ходе работы в группах, дети могут менять свою статусную роль, у них появляется умение рефлексировать, формируется адекватная самооценка, развивается мотивация учебной деятельности. Как же «горят» их глаза, когда изучаемый материал становится усвоенным всеми членами рабочей группы! Если дети работают в группах, становятся очевидными все межличностные отношения, существующие в классе, появляются эмоциональные и деловые лидеры, ведущие и ведомые. Основные идеи описанных видов малых групп – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе /2/. Считаю, что обучение по технологии сотрудничества в малых группах эффективна, так как:
Все это приводит к выводу, что спланированный и четко организованный урок в технологии сотрудничества расширяет границы устоявшихся норм урока, следовательно, несет в себе увеличение коэффициента полезного взаимодействия. Работе в парах и четверках педагогам знакома, поэтому мне хочется поделиться технологией работы в парах сменного вида, принцип которого: каждый учит каждого. (Схема 1.) Схема 1: Класс разбивается на две равные части. Одна часть образует у доски внутренний круг. Дети выступают в роли учителей. Им даются вопросы по теме с готовыми ответами на обратной стороне карточки. Другая половина детей - ученики, каждому из которых предстоит ответить на все вопросы по теме. Они встают в круг напротив учителей, образуя пары сменного вида. Вся работа в парах выполняется по хлопку учителя в указанной последовательности:
Предложенная последовательность работы выполняется в каждой паре одновременно, после чего, по хлопку учителя, происходит смена партнера передвижением по часовой стрелке тех, кто стоит во внешнем круге. Когда сделан полный круг, т.е. выполнены каждым ребенком все задания, проводится рефлексия и смена ролей. Данный вид работы хорош тем, что учителем одновременно решаются как образовательные, так и воспитательные задачи. В быстром темпе половина класса выполняет от 10 до 15 заданий, получив оценку одноклассника за каждое задание или помощь и самостоятельно оценив общий результат своей работы. Описанную форму работы можно использовать на любом уроке, наполняя задания разным содержанием и объемом в зависимости от целей, этапа или специфики урока. Например, на математике это может быть отработка только что изученного вычислительного навыка, с целью проверки усвоения детьми нового материала и своевременной коррекции знаний. Либо это этап устного счета, на котором за короткий промежуток времени всеми детьми прорешивается большое количество примеров, в результате чего виден и отрабатывается вычислительный навык каждого. Неисчерпаемые возможности использования этой формы работы предоставляют уроки литературного чтения, русского языка и окружающего мира при работе с текстовым материалом. Очень легко проверить осознанность чтения, включив вопросы по содержанию прочитанного текста. По опыту своей работы могу сказать, что такая работа очень нравится детям, вызывает интерес к изучаемому материалу, вселяет в ребенка веру в собственные силы. Практика использования технологии сотрудничества показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Трудно поспорить по поводу высказывания Джона Леббока: "Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом" /3/.
|