«Идеи лидеров - ульяновскому образованию»
(
интернет-диалог учителей Ульяновской области победителей конкурса в рамках ПНПО 2008 года)


 

Литературные гостиные как форма внеклассной работы по литературе, Юдина Нина Степановна

 

Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. И мы, учителя-филологи, можем дать достойный, практический ответ на этот вопрос, при органичном сочетании урочных и внеклассных занятий.

Для внеклассных занятий характерны свои, особые формы работы, формы, которые должны способствовать возникновению задушевной беседы, выбору увлекательных, тематических занятий, иметь возможность высказать свое мнение, формы, которые требуют активной, творческой деятельности учащихся, большего развития их склонностей и способностей в области литературы. Поэтому неслучайно для решения выше перечисленных проблем, я, как учитель литературы, остановила свой взгляд на проведение литературных гостиных.

Литературная гостиная – это та форма, которая располагает к задушевному общению по выбранным литературным темам.

Не секрет, что в век Интернета и компьютеров, книга уже не столь привлекает молодое поколение, как было несколько десятилетий назад. Тем не менее, дети, исходя из своих психологических особенностей, не прочь пообщаться в неформальной, располагающей обстановке, для бесед- анализов поэтических текстов. А именно встрече с поэзий посвящены темы наших литературных гостиных, и название появилось, исходя из темы первой гостиной - «Под сенью муз». Ведь поэзия прошла славные этапы большого пути и подарила миру непреходящие духовные ценности, которые всегда были, есть и будут средством нравственного общения и воспитания нашей молодежи.

Организовать внеклассную работу по изучению поэзии, воспитывать настоящего читателя стиха, работать по анализу поэтических текстов – все эти вопросы призвана решать литературная гостиная.

И первый блин не был комом. В рамках Недели русского языка и литературы я провела первую гостиную, которую назвала «Под сенью муз». Ребята собрались в уютной, почти домашней обстановке. Накрыты белоснежными скатертями столы, букеты в вазах, зажжены свечи в красивых подсвечниках, звучит негромкая музыка. Тихо перешептываются гости литературной гостиной - это любители поэзии, среди присутствующих есть и те, которые сами пробуют перо - пишут стихи для себя.

Ребята читали стихи, анализировали, спорили, работали ради самовыражения, самоутверждения, ради - такова уж психологическая особенность подростка- одобрения учителей и товарищей.

Беседа о «силе слов», о назначении поэта и поэзии проводится ненавязчиво. Литературная гостиная, как форма работы, очень понравилась ребятам, и теперь она прочно вошла в нашу совместную деятельность. Сегодня литературную гостиную ждут, к ней готовятся, она пользуется популярностью.

Темы определяем вместе с детьми:

  • «Я знаю силу слов …».
  • «Это надо живым».
  • «Возраст памяти».
  • «Творческий полет».
  • «Мое любимое стихотворение».
  • «Времена года в стихах русских поэтов».

В каждой литературной гостиной есть свои «изюминки», своя неповторимость, но есть уже и сложившиеся принципы проведения:

  • участие в литературной гостиной носит добровольный характер;
  • к каждой литературной гостиной продумывается свое необычное оформление, что настраивает ребят на лучшее восприятие;
  • продумываются литературные игры, которые оживляют занятия;
  • приглашаются гости, которые вызывают неподдельный интерес у ребят;
  • предусматривается угощение ребят, обычно это чаепитие с пирогами;
  • обязательно продумывается музыкальное сопровождение.

О музыкальном сопровождении хочется сказать отдельно. Можно приготовить записи нужных музыкальных произведений, но в школе всегда найдутся дети, которые посещают музыкальную школу. Как правило, среди них есть одаренные, талантливые дети, которые нередко участвуют в различных музыкальных конкурсах. Польза от приглашения таких детей тройная:

  • во-первых, они обеспечивают музыкальное оформление литературной гостиной;
  • во-вторых, о них узнают те, кто даже не подозревал о таланте своих одноклассников;
  • в-третьих, исполнители обретают благодарных слушателей.

Вот так от гостиной к гостиной учащиеся получают достаточно объемную литературную информацию, связанную с музыкой и творчеством поэтов, учатся понимать и анализировать стихи, знакомятся с теми, кто пробуют писать «для себя, для души». И отрадно, что участники литературных гостиных тянутся к постижению нового, неизвестного. Гражданская лирика, философская поэзия, пейзажная лирика, стихи о дружбе и любви, баллады, стихи-песни.

Готовясь к занятиям, учителя найдут новые параллели, новый материал, помогающие углубить и расширить программу по литературе.

Большое эмоциональное и воспитательное воздействие на детей оказывают встречи с поэтами: стихи оживают, рассказ автора об истории создания произведения начинает ярче, доскональнее представлять описанные события, пережить то, что чувствовал и чувствует поэт.

На одной из литературных гостиных побывал наш земляк, поэт, композитор, выпускник школы А.И. Малкин, произведения которого ребята уже отчасти знали. Он написал многие песни о родном крае - Новоспасском. Своеобразным гимном нашей школы стала песня Малкина А.И. «Любимая школа», написанная им в честь 30-летия школы. Эта песня любима нашими учениками, поэтому у ребят было огромное желание встретиться с человеком, написавшим эти строчки, с человеком, который творит.

Почти на каждую литературную гостиную я стараюсь приглашать творчески интересных людей, которые излагают свой взгляд на мир через поэтические строчки.

Так, в гостях у ребят побывала Шабурова Р.Д. Она ранее работала в школе, затем воспитателем в детском саду. Готовясь к праздникам, она не всегда находила нужные песенки и стихи для детей, и тогда она стала творить для них сама. Сейчас у нее немало стихотворений для детей, а в содружестве с учителями музыки Ходжаевой Т.А. появились и песни, которые сегодня распевают дети на своих праздниках.

Поэты несут тепло, и это тепло может согреть самого холодного человека. А значит, двери наших литературных гостиных будут открыты и впредь, ведь лучшие встречи с творчески одаренными людьми, думается, у нас впереди.

 

Клуб читающей семьи

2007 год был объявлен Годом чтения. Ведь не секрет, что дети стали меньше читать, интерес к книге стал пропадать, учащихся все труднее стало заставлять прочитать хотя бы программный материал. А ведь старшее поколение можно было назвать читающим поколением.

Вот так и появилась мысль о привлечении родителей в союзники по приобщению детей к чтению, тем более в лице родителей своих пятиклассников я нашла отзывчивых и понимающих помощников.

На занятие Клуба читающей семьи пришли не только те, кто был определен быть участником конкурсной программы, но и многие другие родители. Три семейных экипажа с удовольствием участвовали в литературной игре «Волшебница книга». Родители участвовали сами, наблюдали за участием своих детей, радовались правильным ответам, переживали и делали правильные выводы: приобщать детей к чтению.

После первого занятия Клуба было решено проводить такие встречи в системе. Был составлен план работы совместно со школьной библиотекой.

Тема второй встречи обозначили словами «Путешествие по народным мудростям». Она была проведена в форме путешествия по сказкам, загадкам, приметам. А третье занятие было проведено по теме «По страницам сказок П.Бажова». Как правило, тема встреч Клуба читающей семьи связывается с программным материалом.

Данная работа помогает решить несколько насущных проблем:

  • воспитывает интерес к чтению, расширяет литературный кругозор учащихся, приучает к внимательному, вдумчивому чтению;
  • oсуществляет организацию досуга детей и родителей;
  • чтение становится общим увлечением семьи;
  • родители становятся союзниками учителя-словесника по приобщению детей к чтению.

Результаты проводимой работы не замедлили сказаться:

  • дети стали активными читателями школьной библиотеки;
  • у детей улучшилась техника чтения;
  • подготовка к очередной встрече в Клубе читающей семьи побуждает родителей и детей читать книги.

В программу Клуба читающей семьи входит и проведение совместных конференций по прочитанным книгам, написание отзывов, участие в литературных конкурсах. Данная работа дает положительный результат, значит, она будет продолжаться.

 

Творческий полет

Развитие человека – это движение от знания слова к умению владеть словом. И этому, безусловно, способствуют уроки русского языка и литературы. Свою задачу, как учителя словесности, я вижу не только в том, чтобы научить грамотно писать, читать, не только в том, чтобы вести своих учеников по маршрутам учебных программ, а помочь увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие мира, родного языка, его богатство, его поэзию. Так как я убеждена, что именно это формирует душу, чуткость к доброте и красоте.

Мои дети с удовольствием участвуют в различных творческих конкурсах, пробуя своё перо в написании стихотворений, сказок, сочинений, занимая призовые места в районе и области.

За годы работы с детьми у меня, как у учителя, накопилось немало поэтических «откровений» детей. Вот и появилась мысль о выпуске сборников со стихотворениями учащихся. Название для сборников пришло само собой «Творческий полет». В настоящее время выпущено три сборника со стихами авторов разных лет. Это своеобразные литературные альманахи.

 

Результативность работы

Продуманная целенаправленная внеклассная работа по литературе способствует:

  • расширению литературного кругозора учащихся;
  • овладению навыками анализа поэтических произведений;
  • выполнению творческих заданий и письменных работ исследовательского характера;
  • приобщает учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность.

О степени духовного и общеобразовательного роста моих учащихся говорит целый ряд фактов. Многие ребята имеют отличные и хорошие оценки, выросла речевая культура детей, они могут радовать нас, преподавателей словесности, самобытными наблюдателями и находками как на внеклассных занятиях, так и на уроках. Темы, связанные с поэзией, стали детям ближе и интереснее, когда они проводятся через такую форму работы, как литературные гостиные. Неформальная обстановка, облик свечей, негромко звучащая музыка настраивает ребят на восприятие поэтических строчек, оставляя в их душах неизгладимый след. И пусть сотрутся со временем строчки стихов, но эмоциональное восприятие от встречи с прекрасным останется на всю жизнь.

Литература:
  1. Жижина А.Д. Над строками лирических произведений. СПб., 2001.
  2. Исаченкова Н.В. Сценарии литературных вечеров в школе. Санкт-Петербург, «Пармтет», 2001.
  3. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. Методика преподавания литературы. Под ред.З.Я.Рез. М.: Просвещение, 1985.
  4. Коновалова Л.И. Развитие читательского воображения школьников. СПб., 1992.
  5. Копылова Н.А. После уроков. М.Просвещение, 1989.
  6. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. М., 1971.
  7. Маранцман В.Г. Приемы изучения литературного произведения в школе. Методика преподавания литературы. Под ред.З.Я.Рез. М.: Просвещение, 1985.
  8. Носкова З.А., Постникова И.И. Организация литературных вечеров и утренников. Сценарии посиделок. Москва «Школ. пресса», 2002.
  9. Рез З.И. Изучение лирики в школе. Л., 1968.
  10. Внеклассная и внешкольная работа по литературе. Методика преподавания литературы. Под ред.Я.А.Ротковича. М., 1970.
  11. Поиск новых путей. Из опыта работы. Составитель С.Н.Громцева. М.Просвещение, 1990.

 

Hosted by uCoz