«Идеи лидеров - ульяновскому образованию»
(
интернет-диалог учителей Ульяновской области победителей конкурса в рамках ПНПО 2008 года)


Система экологического образования и воспитания учащихся, Цыпляева Ирина Александровна

 

Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация идеи о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы; сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Содержание экологического образования имеет, таким образом, сложный состав, усвоение которого школьниками требует тесной взаимосвязи классной и внеклассной работы.

На протяжении ряда лет одной из воспитательных задач школы является воспитание экологической культуры учащихся, привитие любви к природе родного края.

Экологическое воспитание учащихся проводится в рамках разнообразных форм, организации массовой работы. Одной из таких форм является деятельность школьного лесничества «Березка». С 2000 года школьное лесничество работает на базе Славкинского лесхоза.

Основные направления деятельности школьного лесничества «Березка»:

I . Лесохозяйственная деятельность.

Учащиеся принимают участие в посадке леса, в уходах за лесными культурами, в уходах за сеянцами сосны в лесопитомнике.

В 2006-2007 учебном году посадка леса осуществлялась на площади 1,4 га , уход за лесом на площади- 0,8 га , уход за питомником на площади- 0,8 га

II . Природоохранная деятельность.

Ежегодно учащиеся принимают участие в озеленение школьной территории, улиц села. С помощью учащихся был заложен парк около Славкинского дома культуры. Ежегодно учащиеся принимают участие в посадке саженцев деревьев в этом парке. В 2007 году для озеленения территории села и школы было высажено 240 саженцев березы, рябины и ели.

На территории Славкинского лесхоза имеются памятники природы областного значения: Белое озеро, Светлое озеро, Поганое озеро, Попов родник и уникальный экземпляр 350-ти летнего дуба. Члены школьного лесничества, в составе экологических отрядов, принимают участие в экологических десантах по уборке территории названных памятников природы.

Летом 2006, 2007 и 2008 года во время проведения областной экологической экспедиции подобные экологические десанты были проведены на территории Светлого и Поганого озер

Летом и осенью проводятся экологические десанты по уборке берегов прудов, которые находятся на территории села (Косов пруд, Башаевский пруд, Бандарский пруд).

Учащиеся ежегодно принимают участие в изготовлении и развешивании гнездовий, кормушек для птиц. Кормушки для птиц развешиваются на территории школы и около домов учащихся. Скворечники, которые изготавливаются учащимися, развешиваются в лесных массивах Славкинского лесхоза.

III . Учебно-исследовательская деятельность.

Основным критерием сформированности экологической убежденности является способность учащихся не только к конкретным практическим действиям в области охраны природы, но и способность и умение анализировать экологическую ситуацию, принимать по ним решения, моделировать «отклик» природной среды на экологические мероприятия. Такие способности и умения вырабатываются у учащихся в ходе исследовательской работы, которая ведется в лесничестве с его основания.

Ежегодно учащиеся выполняют работы, с которыми выступают на районных и областных конкурсах юных друзей природы, конкурсах юных лесоводов « Подрост », экологических конференциях

В летнее время учащиеся выезжают в экологические экспедиции в различные районы области, которые организуют областной экологический центр и областная станция юных натуралистов, а также районная станция юных натуралистов.

В 2007 году участниками областной экологической экспедиции были 15 учащихся школы, а в2008 году 25 учащихся.

Материал, который был собран учащимися во время экспедиций, впоследствии был обработан и представлен в исследовательских работах.

Научно-исследовательская работа направлена на образование, воспитание и развитие школьников, стимулирование познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления. Такая работа не носит массовый характер. К ней привлекаются наиболее увлеченные, способные и подготовленные учащиеся, которые впоследствии используют полученные знания в жизни. Учащиеся, которые занимались исследовательской работой в школе, выбирают для поступления учебные заведения лесного профиля.

IV . Эколого-просветительская деятельность.

Пропаганда экологических знаний осуществляется при проведении следующих мероприятий:

  1. Классные часы, внеклассные мероприятия, экскурсии, беседы, недели леса, недели экологии.
  2. Участие в школьных, районных и областных конкурсах рисунков и плакатов на экологическую тематику
  3. Участие в областных конкурсах «Зеркало природы» и «Экофото».
  4. Участие в конкурсах на лучший плакат (аншлаг), посвященный темам: « Охрана природы », «Охрана лесов от пожара», «Охрана животного мира», которые организуются Славкинским лесхозом.
  5. Участие в районных конкурсах юных друзей природы, праздниках «День птиц», День Урожая.
  6. Проведение творческих отчетов членов школьного лесничества, участников кружка «Юный эколог».Примером такой формы работы является мероприятие-отчет «Лесная школа», на котором учащиеся школьного лесничества и школы, которые являются участниками и призерами различных конкурсов, демонстрируют свои знания по различным направлениям экологического образования, защищают свои творческие работы.
  7. Участие в различных районных, областных и Всероссийских конкурсах.

Учащиеся принимают участие во Всероссийских конкурсах и мероприятиях. В 2004 году Битяев Сергей и Шаталин Иван были участниками Всероссийского съезда школьных лесничеств в городе Москве. В 2006 году Цыпляева И.А. и Шаталин Иван были участниками Всероссийского лесного юниорского конкурса «Подрост» в городе Суздаль, на котором Шаталин Иван представлял свою работу в номинации «Практическая природоохранная деятельность» и занял 7 место.

В 2006 году Битяев Сергей и Шаталин Иван были участниками Всероссийской заочной школы юных исследователей природы, которая проходила в лагере «Юность».

В 2007 году Шаталин Иван стал призером (2 место) Всероссийского лесного юниорского конкурса «Подрост» в номинации «Лесоведение и лесоводство» и второй раз был удостоен премии Президента РФ в размере 30 тысяч.

В 2006 и 2007 годах Битяев Сергей и Шаталин Иван были победителями районной олимпиады по экологии и принимали участие в областном туре.

Учащиеся, которые принимают активное участие в экологических конкурсах и мероприятиях продолжают учебу в высших учебных заведениях данного профиля.

В настоящее время на экологических факультетах ВУЗов учатся четыре выпускника школы.

За участие в различных районных и областных конкурсах, учащиеся школы неоднократно награждались грамотами районного и областного отделов образования.

Работа, которая организуется, носит систематический характер. В течение всего учебного года каждый учащийся может найти для себя увлечение. Как показывает практика, учащиеся, которые однажды увлеклись экологией, продолжают ею заниматься. Если наши первые ученики имели всего одну или две победы на различных конкурсах, то теперь они добиваются неплохих результатов практически в каждом конкурсе. Среди таких учащихся можно выделить Сураеву Анастасию, Баранову Юлию, Фомину Елену, Битяева Сергея, Шаталина Ивана, Надысеву Елену, Кочкареву Марию. Они несколько лет занимаются исследовательской работой, принимают участие в различных экологических конкурсах, конференциях, экспедициях.

Дважды команда школьного лесничества «Березка» становилась победителем областного смотра-конкурса школьных лесничеств, а участники команды победителями и призерами в личном первенстве.

Желание учащихся заниматься различными видами деятельности, результативность их работы, повышенный интерес отдельных учащихся к вопросам лесоводства, экологии и охраны природы свидетельствуют о том, что работа школы по природоохранному направлению необходима, а значит мы будем продолжать свою работу, совершенствовать формы и методы работы, которая требует согласованной, целенаправленной работы всего педагогического коллектива школы и поддержки работников Славкинского лесхоза.

Школьное экологическое образование должно выполнять две основные задачи: подвести учащихся к необходимости охраны природы и вооружить хотя бы минимумом экологических знаний. Решение этих задач требует от педагогического коллектива школы согласованной и целенаправленной работы. В настоящее время учитель располагает богатым арсеналом форм внеклассной природоохранительной работы с учащимися. Но это не означает, что надо стремиться к одновременному использованию разных мероприятий в одной школе. Нами выбраны те формы и направления экологического образования, которые будут интересны учащимся, так как считаю, что основной критерий работы – это интерес детей, их живое участие в делах, эмоциональное состояние на протяжении всей деятельности.

Знания и практические умения, приобретённые учащимися в ходе выполнения исследований, применяются в дальнейшем в разных сферах деятельности, способствуют развитию интереса к научной работе, поступлению в вузы и средне специальные учебные заведения на факультеты экологического профиля.

Чтобы научиться понимать природу, ценить и понимать её богатство и красоту недостаточно одних знаний. Нужны практические умения и навыки которые учащиеся школы приобретают, работая в экологическом отряде, на пришкольном учебно-опытном участке, в школьном лесничестве «Берёзка». Практические действия каждого школьника по охране природы важны ещё и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд. Организация такой работы способствует дальнейшему выбору профессии. Показателем экологической работы, проводимой в школе, является реальная деятельность учащихся, результативность их участия в районных, областных конкурсах, олимпиадах, праздниках, экспедициях, конференциях. Они с большим желанием и интересом готовятся к урокам и внеклассным мероприятиям, высказывают свои мнения, прогнозируют последствия своего поведения и деятельности в окружающей среде, принимают активное участие в такой интересной и познавательной экологической работе. Это говорит о том, что дети уже сейчас не равнодушны к судьбе нашей Родины.

Формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе – сложный и длительный путь. Мы находимся только в начале этого пути, но надеемся, что направление выбрано верно. В этом нас убеждает заинтересованность и результативность работы по экологическому образованию учащихся МОУ «Славкинская средняя общеобразовательная школа».

Литература:
  1. Н.Ф.Бочкарева «Система экологического образования и воспитания учащихся». Калуга: 1996.-120с.
  2. Д.С. Ермаков «Учимся решать экологические проблемы». Москва: «Школьная пресса», 2002.-110с.

 

 

 

Hosted by uCoz