«Идеи лидеров - ульяновскому образованию»
(
интернет-диалог учителей Ульяновской области победителей конкурса в рамках ПНПО 2008 года)


Сотрудничество классного руководителя, учащихся и их родителей как одно из условий формирования классного коллектива, Рубцова Светлана Борисовна

 

Народная мудрость гласит: «Каждый человек должен за свою жизнь построить дом, посадить дерево, воспитать ребенка».

Построить дом? Может быть… Посадить дерево? Это не сложно… Воспитать ребенка… А если не одного, а многих? Если посвятить себя самому дорогому на Земле – нашим детям, их воспитанию.

Слово «воспитание» известно каждому. Согласитесь, что все лучшее в нас дается воспитанием. И, если в нас проявляются плохие качества характера – это тоже объясняется воспитанием или вернее отсутствием его. В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Например, еще Демокрит писал, что «воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим». И хотя Демокрит жил очень давно, но в точности его высказывания, я уверена, не усомнился ни один из педагогов прошлого и современности. Я считаю, что осознание классным руководителем всей важности своей деятельности накладывает на воспитателя, классного руководителя очень большую ответственность.

Я работаю в школе 15 лет, из них 13 лет являюсь классным руководителем. Сделала 2 выпуска и два года назад стала классным руководителем 5А класса. Скажу честно, что каждый раз, входя в новый класс, сердце колотится от волнения: смогу ли стать для ребят тем человеком, которому они с доверием будут смотреть в глаза каждое утро. Но потом осознаешь, что быть на месте ребенка тяжелее. Расти и развиваться трудно. Ребенку хочется встречать понимание, когда не устоит, поскользнется или, обессилев, остановится, и нет гарантии того, что он получит поддержку дома. И здесь нам нельзя допустить, чтобы ребенок долгое время находился в ситуации неудачи, был подавлен.

Часто можно слышать такую фразу: «Все начинается с детства». И согласитесь, что это действительно так. И манера поведения, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье – все берет начало в детстве. Поэтому главное для меня как для классного руководителя – создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Это и определило основную цель моей работы - создание в классе эмоционально-благоприятной атмосферы, способствующей формированию коллектива класса.

Несомненно, что решение целей и задач невозможно без участия детей. Для себя я определила следующие правила общения со своими учениками:

  • максимально создавать ситуации успеха для ребенка;
  • говорить с детьми – значит быть с ними рядом: не над ними, а вместе с ними;
  • способствовать сохранению присущей ребенку жизнерадостности, но не обрывать шипы с роз, не оберегать его от трудностей, которые он уже в силах в его возрасте преодолеть.

У нас есть общая цель – подружиться всем мальчикам и девочкам, стать настоящим коллективом. Эта цель достаточно трудная, рассчитана она не на месяц, и даже не на год. Суть воспитания, на мой взгляд, в том, что надо идти не от коллектива к ребенку, а от кропотливой работы с ним – к созданию среды, способной предоставить условия для благоприятного развития каждого. Всегда было и будет так, что не все учащиеся одинаково успешны в учебе, но у каждого должна быть возможность проявить себя в другой сфере. Важно создавать для ребенка ситуацию успеха, а это значит помогать ему выбирать цели по силам и достигать их, вовремя приходить на помощь, если что-то не получается, не забывать похвалить, если вышло хорошо. В нашем классе найти себе занятия по душе помогают временные поручения: кто-то лучше всех и толковей может организовать шефскую помощь пожилым людям, и это не один ученик; кто-то хочет попробовать себя в роли ведущего вечера, и таких тоже много; кто-то выразил желание проводить конкурсы; кто-то считает, что может хорошо рисовать… Каждый ребенок имеет право на реализацию своих способностей, и нужно каждому дать попробовать себя в определенной роли.

С целью заинтересовать учащихся какой-либо внеклассной деятельностью мною проводились встречи родителей с представителями различных детских организаций, реклама этих организаций детям. И вот результат: уже через полгода дети участвовали в концертных программах не только класса, школы, но и района. А сколько гордости и радости испытывают за них одноклассники! С каким волнением и ответственностью выступающие ждут выхода на сцену и как переживают все вместе малейшие промахи. На мой взгляд, замечательно, что почти 90 % учащихся класса посещают внешкольные детские организации.

Необходимым условием успешной работы классного руководителя является изучение своих учеников, их здоровья, интересов, отношений с семьей и товарищами. Такое знание помогает понять истоки трудностей, которые возникают в воспитании детей, следить за ростом детей в умственном, духовном, нравственном плане.

Вот почему существенными сторонами деятельности классного воспитателя, на мой взгляд, стоящими едва ли не на первом плане, являются игры, дискуссии, тесты, беседы, анкеты и мн.др. И по прошествии чуть более полугода я уже вижу определенные результаты своей работы. Мною были проведены различные методики, в числе которых методики «Равновесие», «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью», в ходе которой учащимся предлагалось прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен.

  1. Я иду утром в школу с радостью.
  2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
  3. В нашем классе хороший классный руководитель.
  4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
  5. У меня есть любимый учитель.
  6. В классе я всегда свободно могу высказать свое мнение.
  7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
  8. У меня есть любимые школьные предметы.
  9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
  10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Анализ данных показал, что степень удовлетворенности школьной жизнь высокая, и, что особенно меня радует, что вопрос №6 абсолютное большинство учащиеся оценили в 4 балла.

Данные по «Социометрии», мониторингу адаптации пятиклассников в средней школе и многое другое позволяют мне утверждать, что адаптация детей к новым условиям прошла быстро и безболезненно. Об этом говорят и беседы с родителями, детьми, результаты проведенных методик. Дети охотно идут на контакт с новыми учителями, многие из учеников успели зарекомендовать себя в определенных предметах как очень способные ученики. Они - инициативны, исполнительны, внимательны к окружающим, очень редко болеют, что также явилось показателем спокойной, щадящей обстановки в этот сложный период.

Класс – это наша школьная семья, а в настоящей семье обязательно есть традиции, они нас объединяют, связывают в единое целое. Мы постепенно формируем традиции. Например, в октябре 5 класса после принятия клятвы кадет нами была заложена

  • Традиция празднования Дня рождения класса. Мы решили ежегодно праздновать час своего единения, своей причастности к жизни каждого.С самого начала подготовки праздника учащиеся разделились на группы. 1-я группа занимается оформительской работой, здесь большую помощь оказал папа одной из девочек класса, сделав наброски одного из сложных для пятиклассников плакатов, ребята его дорабатывали сами. 2-я группа подыскивает материал для сценария. 3-я группа отвечает за чаепитие и здесь без помощи мам не обошлось. 4-я группа – за проведение конкурсов, 5-я группа – за записи для дискотеки и т. д. Весь класс внес свою посильную лепту в организацию этого праздника, каждый отвечал за свой участок работы. Праздник удался. Дети приняли активное участие в подготовке, а я считаю, что именно этот этап как нельзя лучше организует детей, раскрывает их положительные стороны и сплачивает друг с другом.

Ведь каждый ребенок любит праздники: они выводят его из сферы повседневности, будничности.

  • Также мы решили собирать материалы о членах семей учеников нашего класса, опубликованных в периодической печати. Ребята с радостью приносят материалы о своих родственниках, рассказывают о них. Наша папка постепенно пополняется статьями, грамотами, фотографиями родителей.
  • Нами заведен альбом, в который мы помещаем фотографии с наших классных мероприятий, создана видеотека. Накапливается материал, который интересно и сейчас посмотреть, а уж спустя 6-7 лет тем более.

Далее введена

  • Традиция заполнения «Листков радости» к родительским собраниям, в которых дети отмечают свои успехи, в этот момент они испытывают радость преодоленной трудности, достигнутой цели, самостоятельного поступка.

Жизнь ребенка – нескончаемая череда побед и поражений, таких незаметных на наш взгляд и таких важных для него. Кто-то пишет, что лучше всех выстрелил из воздушки, кто-то научился плавать (Ведь это было летом! Как же это значимо для ребенка), кто-то научился варить суп (мальчишки!), чей-то вклад помог победить команде в лыжных соревнованиях с параллельным классом (вырабатывается командный дух и это здорово!), кто-то стал хорошо читать, писать с меньшим количеством ошибок и т. д. Читаешь эти откровения и по-другому смотришь на детей. В первый раз раздавала эти листки родителям спустя два месяца после написания их детьми, а что писал каждый ребенок помнится, потому что читаешь иное откровение, и мурашки по телу бегут, трогает откровение ребенка за душу. А теперь на этих именных листочках можно увидеть изменения в ребенке, произошедшие за два года. Ребятам и самим интересно и порою смешно читать то, что писали вначале.

  • И родители с большим желанием поддержали инициативу традиции совместных походов и экскурсий на природу.

Не секрет, что хороших результатов трудно, да и просто невозможно добиться в одиночку. Поэтому главными своими помощниками в деле воспитания я считаю родителей своих учащихся. Мы организовали родительский клуб «Вместе мы – сила». Один раз в четверть мы проводим заседания нашего клуба. С родителями нужно сотрудничать, если хотите добиться поставленной цели. Такое сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом! На втором заседании нашего клуба, которое проводилось с учениками, дети озвучили своим родителям письмо-обращение, которое слушалось родителями со слезами на глазах, помогло им по-другому посмотреть на своих детей, призывало любить своего ребенка и дорожить его любовью к ним! Вот отдельные строки из обращения:

  • Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
  • Не применяйте силу в отношении со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это все, что имеет значение. С большой готовностью я восприму ваше руководство мной.
  • Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
  • Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
  • Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине , без посторонних.
  • Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  • Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, - это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
  • Не испытывайте слишком мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
  • Не забудьте, что я развиваюсь, а значит – экспериментирую. Таким образом, я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
  • Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы его проводим.
  • Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, вы это и без меня знаете.
  • Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим самым лучшим другом.
  • Не забывайте, ваши добрые мысли и пожелания, которые вы дарите щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.

Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – я, ваш ребенок!

Я знаю, что на некоторых родителей эта встреча произвела неизгладимое впечатление, совершила определенный переворот в душе.

Для меня важно – чтобы родители друг у друга (а не только у классного руководителя) спрашивали совета, чтобы начала складываться родительская кооперация, общность. Это нужно и родителям: ведь они понимают друг друга совсем иначе, чем учителя – их. Нужно это и мне: ведь у меня появляется возможность узнать в действительности, что родителям в действительности важно от нас услышать. Как спровоцировать родителей на общение друг с другом? У нас в классе есть вагончик от новогоднего подарка, который мы используем для разных лотерей. Вот и на родительском собрании я применила «вагон вопросов». Эта «игра» состоит из трех этапов:

  • родители сочиняют друг для друга вопросы – записки, кладут их в вагон, потом вытягивают – кому какой достанется. Как отвечать – совещаются по 2-3 человека. Типы вопросов классические. Первый тип – формальный. Он на взаимную проверку родителями своего знания школьной жизни. Например, когда день рождения школы, сколько девочек и мальчиков в классе, как часто проводят тесты по истории и т.д.
  • Второй вопрос построен на конструкции: я думаю то-то и так-то, а вы? (связан с учебой). Мы думаем, что скоро пойдем в поход, Что нужно организовать поездку в город, что письменные уроки нужно делать дома.
  • Третий тип – я не знаю: «Я не знаю, как мне заставлять сына делать уроки?»

Я не знаю, как приучить ребенка читать, быть ответственным, как научить ребенка самостоятельно садиться за уроки, вести аккуратно дневник.

Мало-помалу родители разговариваются, активно обсуждают проблему, дают советы. Как одна минута прошло собрание длительностью в 1, 5 часа. А с каким удовольствием родители играют! В результате не пропадает желания приходить на собрания. Растет заинтересованность и доверие к учителю, родителям, своим детям. А, значит, легче совместно будет решать возникающие проблемы.

Родители видят, что к рупору истины может быть допущен каждый. Это возвышает их в собственных глазах. Способствует сплочению друг с другом, с учителем. А в результате выигрывают дети.

В конце февраля мы уже традиционно проводим совместный спортивный праздник родителей с детьми, посвященный Дню Защитника Отечества и Маминого праздника. Целью таких мероприятий было большее сплочение семей, пропаганда здорового образа жизни. Создаются четыре смешанные команды: мама и ребенок и папа и ребенок – одна команда. Родители сами быстро превращаются в азартных школьников, сильно переживающих за результаты конкурсов. Мероприятия получаются очень интересными, захватывающими. Все участники и болельщики уходят с праздника в хорошем настроении и с призами. Недаром великий русский педагог В.А. Сухомлинский писал, что «хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолевать любые трудности». А это нам так необходимо в нашей трудной жизни.

Я уверена, что совместная работа родителей и учителя, всегда будет иметь поддержку со стороны родителей, так как она направлена на в развитие их детей, а что может быть важнее для родителей, чем счастье, здоровье, увлеченность хорошим делом своих детей. Ведь вместе мы – сила. Нашим девизом являются слова Д. Уэбстера: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим».

Так давайте же будем учиться быть добрыми волшебниками, которые умеют превращать в удовольствие, в самую большую радость совместный с детьми труд, каждодневное общение. Пусть в наших классах царит солнечная атмосфера простых и добрых отношений. Все начинается с детства. И из детства ребенку надо вынести заряд оптимизма – настолько значительный, чтобы его хватило на всю жизнь.

Литература:
  1. Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания 5 – 9 классы» /Москва «ВАКО», 2006/
  2. Касаткина Н.А. «Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе» /Волгоград, 2006/
  3. Нечаев М.П. «Управление воспитательным процессом в классе» /Москва, 2006/
  4. Степанов Е.Н. «Планирование воспитательной работы в классе» /Москва, 2003/
  5. Школа сотрудничества /Издательство «Первое сентября», 2000/

 

 

 

Hosted by uCoz