«Идеи лидеров - ульяновскому образованию»
(
интернет-диалог учителей Ульяновской области победителей конкурса в рамках ПНПО 2008 года)


Творческий подход к организации учебного процесса на разных этапах урока английского языка, Науметова Розиня Анверовна

 

Ни программа, ни учебник не могут предоставить учителю готовую схему урока. Он конструирует ее сам, взяв на вооружение такие формы, приемы и методы работы, которые наиболее эффективны применительно к данной теме, к данному классу и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся. Творческая активность учителя сегодня особо необходима и востребована.

«А чем мы будем заниматься?» – спрашивают меня дети, наблюдая за подготовкой к уроку (Рисунки кроки, записи урока на доске, напальчниковые куклы, волшебная коробка с секретом, кассеты). Сама подготовка к уроку интригует их, они предвкушают что-то новое, интересное. Стараюсь не обмануть детских надежд.

С целью повышения интереса к английскому языку провожу занимательные организационные моменты. Оригинальность организационного момента имеет решающее значение. Это может быть разговор по душам, о погоде, о победе наших футболистов, о ночном пожаре, анекдот, розыгрыш или предложение ученику провести оргмомент вместо учителя, появление почтальона с телеграммой или письмом, диалог с куклой, комплементы по кругу. На этом этапе использую элементы театрализации, ролевые игры, ситуативные упражнения, невербальные средства коммуникации (мимику, жесты, знаки, кроки и т.д.).

На начальном этапе обучения английскому языку при постановке задач урока использую кроки, изображающие виды деятельности на уроке.

И сразу же перехожу к лексическим и грамматическим упражнениям с этими глаголами (читать, писать, играть, слушать, переводить, делать зарядку, спрашивать, отвечать, соглашаться, считать и т. д.). Отрабатываются времена, разные грамматические структуры, модальные глаголы, лексика. К крокам мы возвращаемся в конце урока для подведения итогов проделанной работы.

Фонетическая зарядка обязательно отрабатывается на аутентичном материале – стихи, лимерики, поговорки, загадки, скороговорки, слова мудрости. При формировании фонетической артикуляционной базы я обращаюсь к технологии А.М. Кушнира, которая предлагает учить детей языку по логике родного языка на основе одного вида деятельности – чтения. Деятельность ученика организую так, что он наблюдает процесс; пытается встроиться, уследить за смыслом текста; осваивает артикуляцию слов, их значение; автоматизирует идентификацию звучащего текста с графикой и переводом; пытается читать вслух с учителем; автоматизирует собственное чтение; оттачивает артикуляционно-фонетические нюансы чтения; много читает вслух; всегда понимает текст благодаря переводу; обращается к справочнику по чтению для коррекции.

Работа по формированию фонетической, артикуляционной базы происходит поэтапно следующим образом:

  • ученик слушает, следует глазами по тексту за звуковым ориентиром,
  • ученик слушает и следует за текстом глазами и пальцем,
  • ученик читает за диктором шепотом,
  • читает вместе с диктором шепотом,
  • читает за диктором вслух,
  • читает вместе с диктором вслух,
  • все дети читают текст шепотом про себя, друг другу, своей группе, переводят, запоминают его, готовятся к диктанту,
  • учитель проводит лексико-грамматический анализ текста (назвать существительные, глаголы, прилагательные, их антонимы, синонимы, употребить их в другом времени, числе, в словосочетаниях, с предлогами, задать все типы вопросов к грамматической основе и т.д.),
  • учитель стирает некоторые слова в тексте, задача класса вспомнить их, постепенно исчезают все слова и желающие восстанавливают весь текст,
  • вначале мы пишем воздушный диктант рукой в воздухе, желающие могут написать текст на доске, а затем все пишут в тетради под диктовку или по памяти,
  • ребята берут ручки красного цвета и проверяют работу своего напарника, сверив работу с оригиналом, учащиеся оценивают себя сами и выполняют совместную работу над ошибками, разделяя ошибки по типу (фонетические, лексические, грамматические).

При опросе и повторении ранее изученных структур, стихов, поговорок, скороговорок применяю взаимоконтроль, когда класс проверяет знания одного товарища. Проверяющий должен и сам знать ответ на вопрос при затруднениях. Более строгих контролеров не найти! Работает весь класс. Например, мы проходим тему «Неправильные глаголы», прошу вспомнить все неправильные глаголы, которые встречались в ранее изученных стихах. Класс называет строки из стихов с глаголами на английском, опрашиваемый ученик называет глаголы, переводит их. Успеваю записать эти глаголы с пропущенными буквами на доске. Теперь вспоминаем все, что мы знаем о них, заполняем пропуски, сверяем со словарем, справочником, доказываем правоту. При оценивании использую вербальные методы поощрения на языке и невербальные: улыбка, жесты, аплодисменты, раздаточные жетоны.

Уроки строю на основе здоровьесберегающих технологий:

  • обеспечиваю дружелюбную обстановку на уроках, позитивную психологическую поддержку детям,
  • темп урока спокойный, учащиеся имеют возможность задать вопрос,
  • система оценивания тройная (самооценка, взаимооценка, корректирующая оценка учителя),
  • провожу зарядку на английском языке,
  • регулярно провожу динамические минутки, специальные упражнения для позвоночника, глаз, рук, пальцев, шеи на английском языке повторяя грамматические структуры и лексику данного урока,
  • провожу дыхательную гимнастику при произнесении долгих звуков, элементы самомассажа при закреплении лексики с применением рифмовок, смену рабочего места (у доски, в коридоре, поиск клада по школе, пробежка по кругу, исполнение подвижных песен, игр на языке, поздравление с праздниками),
  • провожу нестандартные, интегрированные уроки на воздухе, в актовом зале, в кафе («Веселые старты», «Веселый экспресс», «Найди клад», «Мы - спортивный класс», «Гиннес шоу», «День рожденья Тани», «Урок хороших манер» и т.д.),
  • через содержание урока организую агитацию здорового образа жизни.

На всех этапах урока использую игровые технологии, применяю фронтальную, парную, групповую, самостоятельную формы работы.

Для самостоятельной работы с текстом мною разработаны личностно-избирательные формы, учитывающие разные уровни подготовленности учащихся, их желания и особенности. Во время выполнения заданий по выбору проводится исследовательская работа по тексту, по результатам которой готовится новый проект текста. Для успешного выполнения заданий учащимся предлагаю разработанный мною лингвистический справочник, в который входят: разговорные клише; схема пересказа и анализ текста разных жанров, характеров, стилей; список английских поговорок и их эквивалентов на русском языке; грамматическая таблица «Виды английских предложений»; грамматическая таблица «Английские времена»; список неправильных глаголов; список прилагательных в сравнительной и превосходной степени; списки слов по темам «Черта характера», «Приставки и суффиксы» и т. д.

Работа с текстом проводится поэтапно.

  • Каждый ученик внимательно читает текст и старается понять его основное содержание.
  • Каждый ученик выбирает одно задание из списка по желанию в зависимости от уровня его подготовки.
  • Начинает его выполнять на отдельном листе, используя фломастер, маркер, пишет крупно, печатными буквами.
  • По желанию, без очереди по мере готовности, учащиеся отчитываются о проделанной работе, прикрепив свой лист к доске магнитом. Выбирают еще одно задание.
  • Отчеты анализируются, если необходимо, их информация закрепляется всем классом.
  • Класс делится на референтные группы, которые должны пересказать весь текст, используя проект на доске. У каждой группы свой уровень пересказа. Отчитывается один из группы, его согруппники могут дополнять. Оценивается работа группы.

Предлагаю личностно-избирательные формы работы с текстом:

1 уровень:

  • прочитайте заголовок и сделайте предположение, о чем этот текст,
  • прочитайте и найдите все интернациональные слова (существительные, глаголы),
  • выделите цифры, даты, объясните, что они означают,
  • выпишите все прилагательные из текста, образуйте их степени сравнения,
  • прочитайте весь текст и переведите письменно 1-й абзац,
  • выпишите из текста предложение, передающее основную идею текста, переведите,
  • прочитайте текст и письменно ответьте на вопросы,
  • прочитайте и выпишите новые, незнакомые слова с переводом,
  • прочитайте текст и сделайте к нему рисунок, схему, график,

2 уровень:

  • •прочитайте текст и составьте его план,
  • на основе текста подготовьте его краткое изложение в виде телеграммы,
  • прочитайте текст, постарайтесь понять его, не обращая внимания на незнакомые слова, сделайте свободный перевод,
  • прочитайте текст и скажите, что нового вы узнали из него,
  • прочитайте текст, подберите к нему известную вам подходящую по смыслу поговорку,
  • прочитайте и перескажите любой абзац текста,
  • замените заголовок на другой, не меняя содержания,
  • прочитайте текст, выпишите слова по определенным признакам,
  • прочитайте текст и найдите слова с общим корнем, определите их значения,

3 уровень:

  • прочитайте текст, составьте сжатый пересказ основного содержания текста,
  • перескажите текст по плану, используя клише,
  • прочитайте текст, составьте к нему вопросы по содержанию,
  • перескажите изложенную информацию в тексте, добавляя уже известное вам об этом ранее,
  • выразите ваше отношение к тексту, объясните почему,
  • прокомментируйте часть текста, которая показалась вам наиболее интересной,
  • назовите основные проблемы, затронутые в тексте, выразите свое отношение,
  • передайте содержание текста от имени автора, главного героя.

В результате такой самостоятельной, а затем групповой исследовательской работы на доске появляется проект нового текста: заголовок, другой его вариант, поговорка, основная идея, рисунок по содержанию текста, цифры, дополнительная информация по проблеме, план, грамматический и лексический анализ текста, список новых слов. При передаче содержания ребята пользуются проектом, составленным классом, что способствует лучшему усвоению материала и взаимодействию учеников друг с другом в малых группах. Я считаю, что такая работа позволяет создать благоприятный психологический климат на уроке для совместного творчества учащихся.

При такой организации учебной деятельности на уроке труднее управлять классом, фиксировать допущенные ошибки, обобщать типичные. Но зато нет равнодушных, пассивных, скучающих. В любом случае время потрачено с пользой. Ученик реализует индивидуальную избирательность к типу, виду, сложности и форме учебного материала, подлежащего усвоению. Он аккумулирует в себе субъектный опыт, накопленный в ходе обучения и в жизненной практике, и именно в реализации способов учебной деятельности он выступает как субъект учения, как индивидуальность. При этом на уроке присутствует атмосфера доброжелательности, открытости, доверительности.

Творческий подход учителя к организации учебного процесса на его разных этапах способствует повышению качества образования, творческому развитию детей, формированию стойкой учебной мотивации.

 

Hosted by uCoz