«Идеи лидеров - ульяновскому образованию» |
Творческий подход к организации учебного процесса на разных этапах урока английского языка, Науметова Розиня Анверовна
|
Ни программа, ни учебник не могут предоставить учителю готовую схему урока. Он конструирует ее сам, взяв на вооружение такие формы, приемы и методы работы, которые наиболее эффективны применительно к данной теме, к данному классу и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся. Творческая активность учителя сегодня особо необходима и востребована. «А чем мы будем заниматься?» – спрашивают меня дети, наблюдая за подготовкой к уроку (Рисунки кроки, записи урока на доске, напальчниковые куклы, волшебная коробка с секретом, кассеты). Сама подготовка к уроку интригует их, они предвкушают что-то новое, интересное. Стараюсь не обмануть детских надежд. С целью повышения интереса к английскому языку провожу занимательные организационные моменты. Оригинальность организационного момента имеет решающее значение. Это может быть разговор по душам, о погоде, о победе наших футболистов, о ночном пожаре, анекдот, розыгрыш или предложение ученику провести оргмомент вместо учителя, появление почтальона с телеграммой или письмом, диалог с куклой, комплементы по кругу. На этом этапе использую элементы театрализации, ролевые игры, ситуативные упражнения, невербальные средства коммуникации (мимику, жесты, знаки, кроки и т.д.). На начальном этапе обучения английскому языку при постановке задач урока использую кроки, изображающие виды деятельности на уроке. И сразу же перехожу к лексическим и грамматическим упражнениям с этими глаголами (читать, писать, играть, слушать, переводить, делать зарядку, спрашивать, отвечать, соглашаться, считать и т. д.). Отрабатываются времена, разные грамматические структуры, модальные глаголы, лексика. К крокам мы возвращаемся в конце урока для подведения итогов проделанной работы. Фонетическая зарядка обязательно отрабатывается на аутентичном материале – стихи, лимерики, поговорки, загадки, скороговорки, слова мудрости. При формировании фонетической артикуляционной базы я обращаюсь к технологии А.М. Кушнира, которая предлагает учить детей языку по логике родного языка на основе одного вида деятельности – чтения. Деятельность ученика организую так, что он наблюдает процесс; пытается встроиться, уследить за смыслом текста; осваивает артикуляцию слов, их значение; автоматизирует идентификацию звучащего текста с графикой и переводом; пытается читать вслух с учителем; автоматизирует собственное чтение; оттачивает артикуляционно-фонетические нюансы чтения; много читает вслух; всегда понимает текст благодаря переводу; обращается к справочнику по чтению для коррекции. Работа по формированию фонетической, артикуляционной базы происходит поэтапно следующим образом:
При опросе и повторении ранее изученных структур, стихов, поговорок, скороговорок применяю взаимоконтроль, когда класс проверяет знания одного товарища. Проверяющий должен и сам знать ответ на вопрос при затруднениях. Более строгих контролеров не найти! Работает весь класс. Например, мы проходим тему «Неправильные глаголы», прошу вспомнить все неправильные глаголы, которые встречались в ранее изученных стихах. Класс называет строки из стихов с глаголами на английском, опрашиваемый ученик называет глаголы, переводит их. Успеваю записать эти глаголы с пропущенными буквами на доске. Теперь вспоминаем все, что мы знаем о них, заполняем пропуски, сверяем со словарем, справочником, доказываем правоту. При оценивании использую вербальные методы поощрения на языке и невербальные: улыбка, жесты, аплодисменты, раздаточные жетоны. Уроки строю на основе здоровьесберегающих технологий:
На всех этапах урока использую игровые технологии, применяю фронтальную, парную, групповую, самостоятельную формы работы. Для самостоятельной работы с текстом мною разработаны личностно-избирательные формы, учитывающие разные уровни подготовленности учащихся, их желания и особенности. Во время выполнения заданий по выбору проводится исследовательская работа по тексту, по результатам которой готовится новый проект текста. Для успешного выполнения заданий учащимся предлагаю разработанный мною лингвистический справочник, в который входят: разговорные клише; схема пересказа и анализ текста разных жанров, характеров, стилей; список английских поговорок и их эквивалентов на русском языке; грамматическая таблица «Виды английских предложений»; грамматическая таблица «Английские времена»; список неправильных глаголов; список прилагательных в сравнительной и превосходной степени; списки слов по темам «Черта характера», «Приставки и суффиксы» и т. д. Работа с текстом проводится поэтапно.
Предлагаю личностно-избирательные формы работы с текстом: 1 уровень:
2 уровень:
3 уровень:
В результате такой самостоятельной, а затем групповой исследовательской работы на доске появляется проект нового текста: заголовок, другой его вариант, поговорка, основная идея, рисунок по содержанию текста, цифры, дополнительная информация по проблеме, план, грамматический и лексический анализ текста, список новых слов. При передаче содержания ребята пользуются проектом, составленным классом, что способствует лучшему усвоению материала и взаимодействию учеников друг с другом в малых группах. Я считаю, что такая работа позволяет создать благоприятный психологический климат на уроке для совместного творчества учащихся. При такой организации учебной деятельности на уроке труднее управлять классом, фиксировать допущенные ошибки, обобщать типичные. Но зато нет равнодушных, пассивных, скучающих. В любом случае время потрачено с пользой. Ученик реализует индивидуальную избирательность к типу, виду, сложности и форме учебного материала, подлежащего усвоению. Он аккумулирует в себе субъектный опыт, накопленный в ходе обучения и в жизненной практике, и именно в реализации способов учебной деятельности он выступает как субъект учения, как индивидуальность. При этом на уроке присутствует атмосфера доброжелательности, открытости, доверительности. Творческий подход учителя к организации учебного процесса на его разных этапах способствует повышению качества образования, творческому развитию детей, формированию стойкой учебной мотивации. |