«Идеи лидеров - ульяновскому образованию»
(
интернет-диалог учителей Ульяновской области победителей конкурса в рамках ПНПО 2008 года)


Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как средство развития личности школьника, Мотина Людмила Владимировна

 

 

В международном исследовании образовательных достижений учащихся RISA , с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности, не означает, однако, сто наши школьники мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что необходимо современному человеку. Российская школа, верная советским традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые водные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. А между тем будущему гражданину недостаточно только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному старению.

Проектная деятельность уже в процессе учебы дает школьникам возможность, наряду с безусловно важными теоретическими познаниями, освоить особое умение – приобретать новые умения и добывать знания. Это умение остается у будущих выпускников, абитуриентов, студентов, молодых специалистов, профессионалов различных областей деятельности через многие годы после школьной учебы, когда конкретные знания из различных дисциплин, может быть забудутся. Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах.

Метод проектов основывается на позициях педагогики прагматизма, представители которого отстаивают принцип «обучения посредством деятельности», рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. Я считаю, что в основе этого метода лежит не информационной подход, ориентированный на развитие памяти у учащихся, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию и т.п.), необходимых для исследовательской деятельности.

На мой взгляд, образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: создания у учащихся образа цельного знания; соединения усилий разных учителей для синтеза этого знания; повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний; изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуаций); рефлексии и интерпретации результатов.

Работа над проектом способствует воспитанию у школьников: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации; желание делать свою работу качественно.

Участие в проектировании развивает: исследовательские и творческие способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания; коммуникативные умения и навыки (в том числе и участие в групповой работе), способность к самоорганизации различных позиций; способность ориентироваться в информационном пространстве (отбирать информацию из различных источников, в том числе с использованием возможностей Интернета); умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том. Чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

Необходимо выделить этапы работы над проектом. Я выделяю три этапа.

На начальном этапе важной представляется выработка у учащихся мотивации к исследовательской деятельности в целом и проектной в частности. Личностный интерес способствует осознанному подходу к выполняемому проекту. Подготовка к работе над проектом включает в себя определение руководителей и создание инициативной группы школьников; поиск и выбор проблемы среди спектра вопросов, требующих решения; определение темы с точки зрения ее необходимости, реальности (т.е. соизмеримости с уровнем возможностей исполнителей), актуальности, востребованности, значимости; формулирование цели и постановка конкретных задач проектирования; обсуждение методов реализации проекта и используемых средств; сбор необходимой для начала проектирования информации; макетирование или моделирование финального продукта; планирование предстоящей деятельности; формирование рабочих групп и определения задания для каждой; разработку критериев контроля. Принципиальным является коллективное обсуждение учащимися всех принимаемых решений на основе согласования их интересов (мозговой штурм, анализ первичных идей, выявление альтернатив, выбор оптимального варианта).

Поисковый этап предполагает сбор и анализ информации, полученной на основе наблюдений, данных экспериментов, личного опыта, взаимодействия с компетентными специалистами или сведений, содержащихся в печатных изданиях, архивах. Результаты обсуждают в микрогруппах, после чего вырабатываются идеи, версии, варианты решения проблемы. Выдвинутые гипотезы проверяют, собранные же материалы готовят к защите. Успех проекта во многом зависит от оформления его макета или модели.

Итогом проектной деятельности является и защита ее финального продукта. Подготовка начинается с разработки сопроводительной документации и письменного отчета, а также устного выступления представителей микрогрупп и координаторов проекта на публичном его обсуждении. Одновременно пакет документов передается рецензентам и внешним экспертам для заключения. Остальные учащиеся школы знакомятся с материалами из стендовой информации о проектной работе. Во время устной защиты, по форме напоминающей процедуру обсуждения научной работы, авторы представляют и обосновывают актуальность, значимость, новизну и логику своего проекта своего проекта, отвечают на вопросы слушателей и замечания, содержащиеся в отзывах оппонентов. Однако работа над проектом не может считаться завершенной без анализа самими учащимися (рефлексии) как стадий его подготовки, так и результатов публичной защиты.

Некоторые учебные проекты могут иметь и больше этапов, что определяется в каждом конкретном случае.

Опыт показывает, что самостоятельное овладение учащимися проектной технологией невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводится учителю, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивает развитие и обучение детей, а с другой, является равноправным членом рабочей группы, выдвигающим собственные цели, анализирующим ситуацию и предлагающим интересные идеи для обучения.

Организуя проектную деятельность с учениками, я преследую 2 цели:

  • Научить проектировать как способу жизни и ее выстраивания,
  • Развить за счет психологических ресурсов проектной работы качества человека культурного, образованного современного.

Если в качестве генеральной цели – 1, то важно организовать проживание учеником процесса проектирования как целого и сделать этот процесс предметом рефлексии и анализа (как я это сделал). Кроме того, необходимо сформировать ценностную установку на такую деятельность, позитивное эмоциональное отношение к проектированию.

Если – 2, то акцент идет на отдельные этапы проектирования, имеющих для данного ребенка особую развивающую ценность. Скажем, на этапе проведения исследования умений, , связанных с обработкой информации, или на этапе презентации проекта – для развития коммуникативных способностей и т.д.

Практика показывает, что если вдумчиво и внимательно работать с ребенком, то у любого можно выявить способности. Абсолютно все дети по-своему одарены, а наша основная задача состоит в том, чтобы помочь им раскрыть свои способности. Достижения – это результат деятельности, которая всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень воспитания. То, что ребенок делает с интересом, он постоянно совершенствует, реализует все новые замыслы, поэтому можно говорить о развитии деятельности. Необходимо создать условия для формирования внутренней мотивации, системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. Проектный метод как раз и выступает средством развития личности.

Вот некоторые основные компетенции, реализуемые в ходе проектной деятельности учащихся, актуальные для гражданского и обществоведческого образования:

  • умение извлекать пользу из опыта;
  • умение опрашивать окружающих;
  • умение критически относится к тому или иному аспекту общественного развития; умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
  • умение видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
  • умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
  • умение сотрудничать в групп;
  • умение принимать решения – улаживать разногласия и конфликты;
  • умение разрабатывать и выполнять контракты;
  • умение принимать решение и прогнозировать его последствия;
  • умение нести ответственность.
Литература:
  1. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию.// преподавание истории и обществознания в школе. №2 2007
  2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения// директор школы, №6 1995
  3. Клименко А.В. Подколозина О.А. Проектная деятельность учащихся// Преподавание истории и обществознания в школе. №9 2002
  4. Сиденко А.С. педагогический эксперимент: от идеи до разработки М., 2001
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии// Народное образование – М., 1998

 

Hosted by uCoz