«Идеи лидеров - ульяновскому образованию»
(
интернет-диалог учителей Ульяновской области победителей конкурса в рамках ПНПО 2008 года)


Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в общеобразовательной школе, Матвеева Татьяна Васильевна

 

Дидактические функции проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся.

Знание и понимание дидактических функций проверки, их конкретизация к физике позволяет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил строить проверку, достигать должного эффекта.

К таким функциям относятся: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

Сущность контролирующей функции проверки и учета состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих данному этапу обучения.

Сущность обучающей функции проверки и учета заключается в совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся по результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели обучения отдельными учащимися и классом в целом.

Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у ребят за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда, в формировании честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.

Функции проверки проявляются в отдельных этапах процесса обучения в разной степени. За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию, так как к моменту проверки формирование знаний еще не завершено, что обусловлено как возрастными и индивидуальными особенностями учащихся , так и определенными закономерностями самого процесса формирования знаний.

За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию и потому, что в процессе проверки происходит исправление ошибок в содержании, логике ответов, а также в речи учащихся.

Признание за проверкой лишь, какой то одной функции приводит к искажению природы проверки, делает ее односторонней. Все функции должны переплетаться, но на разных этапах процесса обучения физики они проявляются в разной степени.

Пример №1. Фрагмент урока физики в 9 классе по теме : « Решение задач на равноускоренное движение».

Работа в группах. Каждой группе дается свое задание, которые распределены по степеням сложности:

1 группа: Начальная и конечная скорости движения тела ( тело движется в одном направлении) равны 2м/с и 4м/с. Как движется тела? Почему?

2 группа: а) Проекция ускорения тела равна – 2 м/с . Как это понимать?

3 группа: Построить графики для движения , если ускорение равно 2м/с в осях v=v( t ) и а = а( t ).

4 группа: Поезд отходит от станции. Как направлены ускорение тела и скорость?

5 группа: Решение задачи: Тело движется из состояния покоя и за вторую секунду проходит 4м. С каким ускорением движется тело? Какую скорость приобретает тело к концу шестой секунды?

Учащимся дается время. Учитель является консультантом. Затем группы приходят к единому ответу. В течении 10 мин идет отчет групп учителю и сильным учащимся из 5 группы. Таким образом, большая часть ребят достигнут нужного уровня знаний по физике. В конце работы обязательно подводится итог не учителем , а самими ребятами ( что должны знать/ уметь и понимать).

При такой форме проверки присутствуют все виды функций:

  • Контролирующая – выясняет наличия знаний, их применение, наличие навыков.
  • Обучающая –развитие логического мышления учащихся, их речи, памяти.
  • Ориентирующая – достижение промежуточных и конечных целей обучения по физике.
  • Воспитывающая – воспитание трудолюбия, настойчивости, силы воли, воспитание навыков правильного поведения в коллективе.
  • Роль и место проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения физике.

Проверка знаний и умений учащихся решает задачи обучения, если дидактические функции проверки реализуются в решении конкретных целей обучения определенному учебному предмету.

Можно выделить следующие цели проверки: диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся; учет результативности отдельного этапа процесса обучения; определение итоговых результатов обучения; определение итоговых результатов обучения на разном уровне ( тематический, четвертной, полугодовой, экзамены0.

Каждому учителю физики необходимо знать, как ученики подготовлены к изучению физики математически и каковы их знания и умения из курса физики первой ступени или курса природоведения, географии и т.д. Именно поэтому необходимо проводить диагностику знаний учащихся и перед изучением физики в 7 классе и в каждом другом классе, опираясь на стандарт образования по физике в основной и средней школе.

При изучении нового материала нередко возникают учебные ситуации, в которых необходимо массовое и объективное исследование уже имеющихся у школьников знаний. Практика показывает, что подобное изучение необходимо в случаях, когда новые знания « наталкиваются» на внутреннее сопротивление учащихся, отсеиваются или искажаются.

Главным в диагностировании и корректировании знаний является поиск причин незнания или неумения. Процедура поиска существенно является зависимой от характера причин. Осуществление коррекции знаний, умений и навыков обязательно подразумевает применение диагностических заданий тестового характера.

Дифференцированный плановый учет складывается из индивидуального и фронтального опроса при проверке знаний, объяснении и закреплении; Из письменных ответов учащихся; из контрольных работ; решения задач и т.д.

Проверяя знания учащихся, необходимо учитывать результативность каждого ученика, и продвижение его и всего класса в усвоении отдельных вопросов, отдельных тем и курса физики в целом.

В своей работе: у каждого моего ученика есть тетрадь для самостоятельных работ, где все результаты сразу видны . Обязательно после каждой работы подвожу итог для каждого. Когда тема изучена строится диагностика, по которой ребенок видит свой уровень усвоения, свои плюсы и минусы.

Использование индивидуально – тематического учета учителем приводит к реализации требований проверки: полноты, систематичности и т.п. Такой вид соответствует каждому этапу урока и каждому уроку в целом.

Пример №2: на втором уроке физики в 7 классе провожу вводный тест, состоящий из нескольких вопросов:

•  Какие явления относятся к тепловым?

А) работа телевизора

Б) плавление стали

В) Бросок мяча

2. Что из перечисленного является физическим телом?

А) Ураган

Б) Вода

В) Нож

3. В чем измеряется длина какого – то участка?

А) м

Б) с

В) м/с

4. Мельчайшей частицей вещества является…..

А) частица

Б) атом

В) молекула

Все это детям известно из курса природоведения и математики, а на уроке физики учитель должен эти знания углублять. Мои результаты за 2004-2005 уч. год:

«5» - нет

«4» - 3

«3» - 3

«2» - 2. Качество знаний 35% ( в классе 8 учащихся).

В 2006 – 2007 уч.году качество знаний – 43 %, в 2007 – 2008 уч. году 47 %. Повышение произошло потому, что налажена работа межпредметной связи физики, математики, природоведения, биологии.

Тест № 2.

•  какие явления относятся к физическим?

А) радуга

Б) пожелтение листьев

В) падение капель дождя

2. что из перечисленного является веществом?

А) Железо

Б) веревка

В) бумага

3. Какие слова обозначают физические величины?

А) Часы

Б) скорость

В) Километр

4. Что из перечисленного является основной единицей физической величины?

А) гектар

Б) Градус

В) кубический метр

5. Определить Ц.Д. и абсолютную погрешность ученической линейки.

6 Выберите верное утверждение:

А) Только твердые тела состоят из молекул

Б) Только газы состоят из молекул

В) Все тела состоят из молекул

Итоги теста:

2004-2005 уч.год.:

«5» -2

«4» - 4

«3» - 2

« 2»- нет. Качество знаний – 75% (в классе 8 учащихся).

Анализируя, сравнивая два теста, можно сказать, что результат есть. Растет не только качество , но и интерес учащихся к изучению физики. А это для учителя очень важно.

В процессе обучения каждому предмету и учета результативности этого процесса общие дидактические принципы и положения видоизменяются и концентрируются применительно к особенностям данного учебного редмета.

Тщательный анализ требований к проверке знаний. Умений и навыков, опыт практической работы дал возможность определить основные методические положения, касающиеся проверке знаний. Умений и навыков школьников при обучении их физике.

Рассмотреть хочу подробно обучающую функцию проверки.

А) Роль проверки в развитии логического мышления учащихся велика. Оно включает целенаправленное формирование общих умственных действий: сравнения, обобщения, классификакция анализа и синтеза, умения выявлять причинно – следственные связи в процессах и явлениях. Для развития логического мышления в процессе обучения физики необходимо обеспечить понимание учащимися смысла и назначения основных приемов мышления, формировать потребность пользоваться ими в учебной деятельности.

Проверка знаний будет способствовать развитию логического мышления учащихся в том случае, если ответы на вопросы, которые ставит учитель, потребуют упражнения в общих умственных действиях на конкретном учебном материале с учетом возрастных и психических особенностей учащихся. При постановке именно таких вопросов проверка наряду с контролирующей функцией будет осуществлять и обучающую функцию.

Б) в процессе проверки открываются большие возможности для развития

« технических» приемов умственной деятельности учащихся. Например, при подготовке к проверке знаний школьники должны продумать план ответа и использовать его. При этом учащиеся учатся отделять главное от второстепенного, т.е. систематизировать материал, располагать его в определенной логической последовательности.

Определенный подбор заданий позволяет по выбору наиболее рациональных приемов их выполнения осуществить проверку умения применять знания в учебной практике. С этой целью на уроках физики тренирую использовать таблицы, справочники для нахождения табличных значений физических величин, заполнение схем, таблиц обучающего характера.

Пример № 3: Урок в 11 классе по теме: « Параллельное и последовательное соединение проводников». В ходе проведения фронтального опыта учащиеся получают на практике:

1 вариант: Законы последовательного соединения проводников;

2 вариант: Законы параллельного соединения проводников;

Строят и заполняют таблицу:

Параллельное соединение проводников

Последовательное соединение проводников

1.

I=

I=

2.

U=

U=

3.

R=

R=

 

Можно применить такой метод: оба варианта делают опыты по одному и другому виду соединения. Обобщение их идет после заполнения таблицы, работая в группах, когда сильные помогают слабым. Именно так каждый ребенок увидит разницу двух соединений, сможет использовать при решении задач.

Пример № 4: 10 класс. Тема: « Свободное падение тел при анличии сопротивления воздуха.

Задание: Работая с учебником, составить схему свободного падения тел в воздухе:

1.( тело движется с ускорением свободного падения--- скорость движения мала ---- сила сопротивления мала).

2. ( скорость движения тела увеличивается ---- сила сопротивления увеличивается --- ускорение уменьшается ).

3. ( сила сопротивления равна силе тяжести --- ускорение равно нулю).

После выполнения этой работы, составляется сравнительная характеристика учащимися:

Сопротивление воздуха учитывается

Сопротивление воздуха не учитывается

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

 

Таблица заполнена. Учащимся предлагается решить простую экспериментальную задачу. Учитель молча показывает опыт:

1.

А) Два листа бумаги падают с высоты;

Б) Два листа бумаги, один из них скомканный;

2.

А) Общая тетрадь и обычная тетрадь падают на стол;

Б) Обычная тетрадь лежит сверху на общей тетради;

Учащиеся за 5 мин придумывают:

  1. Название задачи;
  2. Цель;
  3. приборы и материалы;
  4. Порядок выполнения;
  5. Вывод;

Сильные учащиеся выполняют все сами, а слабые могут пользоваться учебником.

В) при проверке углубляются знания учащимися изученного материала, так как при каждом повторном опросе все шире и глубже раскрывается смысловое и идейное содержание темы. Проверка знаний и умений способствует осознанию учащимися изученного, так как при этом раскрываются новые стороны знаний, обеспечивается их полнота; в результате дополнений знания становятся более прочными и осознанными, превращаются в убеждения.

Г) Проверка знаний и умений способствует развитию речи учащихся. С этой целью при анализе ответов учащихся по физике ставлю сама ( или самих учащихся стараюсь научить) вопросы:

  1. Как выразить эту мысль другими словами?
  2. Как более четко сформулировать закон или правило?
  3. Как обосновать это утверждение? И т. д.

На дом тоже включаю вопросы, требующие умения рассуждать, логически мыслить, многие из них требуют письменного обоснования.

Д) В процессе проверки знаний и умений происходит неоднократное повторение учащимися учебного материала, рассмотрение его с разных точек зрения, что приводит к закреплению знаний и умений.

Пример № 5: Начиная с 7 класса, используя общую схему описания физических величин, получаем характеристики: к примеру – масса тела ( m ), сила ( F ). Определяют эти характеристики дети сами оформляют для себя на карточке:

  • Что определяет или характеризует?
  • Определение;
  • Формула;
  • Единица измерения;
  • Способы измерения величины;

К примеру: Сила ( F ).

  • Характеризует меру взаимодействия тел;
  • Это физическая величина, являющаяся мерой механического воздействия на тело со стороны других тел, в результате которого тело приобретает ускорение или изменяет форму и размеры;
  • Единица измерения – Н;
  • Прибор для измерения величины – динамометр ( рассказ об устройстве динамометра, правила пользования им);

Эта величина в курсе физики встречается много раз; дети замечательно возвращаются к карточке и повторяют свойства, используя для решения различных задач. Этим самым они в свою очередь, тренируются и учатся грамотно и четко говорить на уроках физики.

Е) Проверка открывает возможности для исправления ошибок учащихся. Анализ ошибок позволяет выявить их причины и наметить пути их предупреждения и устранения.

Разрабатываю специальные задания для уроков, чтобы выяснить типичные недостатки методов рассуждения учащихся при применении знаний.

4.Уровень проверки. Их использование в процессе проверки знаний, умений и навыков учащихся.

На мой взгляд, обучая одновременно всему и проверяя сразу все, нельзя достигнуть цели обучения ни конечной ни промежуточной. Нужно определить ступени, уровни, через которые обязательно должны пройти все учащиеся при формировании знаний, умений по каждому вопросу программы курса физики. Только при последовательном переводе учащихся с одной ступени знаний на другую можно считать, что проделана необходимая работа для предупреждения пробелов в знаниях учащихся.

Очень важно выделить уровни проверки, которые позволят определить конкретные результаты обучения в соответствии с определенным уровнем. Одновременно уровневая система будет служить инструментом практической деятельности учителя. Она должна удовлетворять следующим требованиям:

  • Уровни должны быть общими, применимыми для всех предметов;
  • Легко применимыми;
  • Должно быть ясно их практическое использование в процессе обучения и при проверке знаний;

Т.е четко определено, какие виды заданий применяются , какие при этом формируют умственные действия, к чему сводится работа учителя и учеников и т. д.

Предлагаю несколько уровней:

– низший. Предлагается прямое запоминание отдельных знаний и умений, требуемых программой. Их выполнение опирается в основном на память. Чтобы достигнуть этого уровня учащиеся должны:

  • Уметь описывать устно или письменно физическое явление ( по схеме);
  • Знать отдельные факты истории физики;
  • Знать название приборов и их характеристики;
  • Знать буквенные обозначения физических величин.

( У моих учеников есть карточки с физическими величинами. Каждый знает, как читается величина, называется, в чем измеряется.)

Такая проверка доходит до автоматизма и при многократном повторении из урока в урок даже слабые ребята справляются с такой работой.

  • Знание условных обозначений приборов, умение их изображать , узнавать на схемах,чертежах.

Для проверки знаний и умений , соответствующих этому уровню, в основном используются репродуктивный вид заданий, который предполагает воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений.

- второй уровень:

  1. Знание теории, лежащей в основе изучаемого явления;
  2. Знание и понимание формулировок физических законов и их математической записи ( для этого используются магические треугольники);
  3. Знание и понимание определений физических величин;
  4. Знание и понимание единиц физических величин;
  5. Понимание принципа действия приборов, умение определять цену деления. Абсолютную погрешность измерений, понимать показания;

Мы видим, что часто повторяется слово «понимать», т.е. для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются репродуктивно – рефлекторные задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысления. Для выполнения их требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся.

- третий уровень определяет конечную цель обучения;

  1. Умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений ( например: объяснить изменение агрегатного состояния вещества на основе молекулярных представлений о строении вещества.)
  2. Понимание взаимозависимости различных признаков , характеризующих группу однородных явлений ( Например: Зависимость энергии электронов, вылетающих из металла под действием света от длины волны света.)
  3. Умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами, определять характер этой связи;
  4. Умение сопровождать ответ эспериментом, подбирая самостоятельно приборы;
  5. Умение производить расчет, пользуясь известными формулами.
  6. Представление об историческом развитии отдельных разделов физики;
  7. Сформированность « технических приемов» умственной деятельности.

Для проверки знаний этого уровня используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, требует глубокой осмысленной деятельности, знания приемов умственной деятельности, умения применять их.

Каждому учителю необходимо уровни все знать и развивать на уроках физики способности детей так, чтобы сильные достигали именно третьего уровня.

При проверке знаний, умений и навыков учащихся должен использоваться принцип преемственности и непрерывности обучения и помнить о том, что учащиеся должны быть готовы к воспроизведению знаний и умений, приобретенных ими на любом этапе обучения физике.

 

Литература:
  1. Е.Н. Кривопалова. Тесты. М. 2002г.
  2. Курочкина Г.П. Тесты. М. 2003г.
  3. О.В. Оноприенко. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике. Просвещение. 1990г.
  4. Кирик Л.А. Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы. М. Илекса. 2002г.

 

 

 

Hosted by uCoz