«Идеи лидеров - ульяновскому образованию»
(
интернет-диалог учителей Ульяновской области победителей конкурса в рамках ПНПО 2008 года)


Организация и проведение занятий по развитию у школьников интеллекта и творческого мышления, Макарова Елена Викторовна

 

С точки зрения современной педагогики и психологии в основе преподавания будет лежать обучение мышлению, то есть развитие интел­лектуальных способностей учащихся, создание условий для реализации их твор­ческого потенциала.

Простое усвоение учеником системы знаний уже недостаточно, возникает необходимость в формировании у молодого поколения потребности в самостоятельной творче­ской деятельности, в развитии своих интеллектуальных способностей. Развить в личности, заложенные природой задатки, сформировать спо­собы умственных действий и навыки творческого мышления, причем с детства, может только образование.

Одна из концепций, отвечающих новым условиям, - концепция разви­вающего обучения, направленное на формирование личности ученика, его цель - развитие школьника, его интеллекта, а в основе процесса обучения - самостоятельная познавательная активность.

Но вместе с тем ни для кого не секрет, что в основной школе нет цело­стной системы, реализующей на практике концепцию развивающего обучения, действительно позволяющей создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся, реализации их творческого потенциала, уро­вень развития вербального интеллекта, логического мышления учащихся невы­сок.

Это объясняется тем, что в процессе обучения перед учеником ставится задача двойной сложности: одновременное усвоение новых понятий с одной стороны, а с другой стороны, усвоение способов оперирования с понятиями, хотя в принципе, одно от другого отделить невозможно.

В результате были определены основные направления организации учебного процесса, которые позволяют обеспечить развитие интеллектуальных способностей учащихся, повысить уровень обученности, а также разработан учебно-методический комплекс (три части), включающий: программу спецкурса «Развитие интеллекта и творческого мышления».

В первой части представлены основные направления организации рабо­ты по развитию интеллектуальных способностей учащихся, структура и принци­пы организации предметно-ориентированного тренинга, как система методов, приемов, развивающих игр по формированию основных мыслительных опера­ций: анализ, синтез, обобщение, классификация, выделение существенного и др. Во второй части представлены принципы организации предметно-ори­ентированного тренинга и система упражнений по развитию воображения и творческого мышления. Кроме того, представлена система упражнений по раз­витию памяти, внимания. Третья часть посвящена проблемам развития мышления и включает принципы организации и проведения предметно-ориентированного тренинга, рассматриваются методы и приемы формирования творческого мышления учащихся.

С точки зрения психологии понимание научных знаний, которые дает образование и умение их применять - это разные психологические процессы. В механизмах мышления знания выполняют две основные функции:

  • учебного материала, который подвергается мысленной переработке в целях получения новых знаний;
  • «регулятора» мыслительных действий.

Регуляционная функция знаний проявляется как исследование всевозможных отношений между предметами, явлениями, свойствами: родовидовыми (обобщение и ограничение понятий), причинно-следственными, пространственно-временными и др.

Компетентностный подход требует значительного интеллектуального развития: основ логического мышления, абстрактного мышления, саморефлексии, определение своей собственной позиции, самооценки, гибкости и критичности мышления и др. Доказано, что главным показателем умственного развития учащихся является не столько сумма знаний, приобретенных учеником, сколько уровень интеллектуальных умений, мыслительных приемов и логических операций, которыми владеет ученик.

В этой связи, я пришла к выводу о необходимости обучения школьников специальным приемам и техникам дискурсивного, рассуждающего мышления. Каким же образом это обучение может быть организовано?

В рамках учебного процесса можно выделить следующие возможные пути решения данной проблемы:

  1. Организация предметно-ориентированного тренинга, то есть системы занятий по формированию способов умственной деятельности, построенного на учебном материале школьных курсов математики, физики, химии, биология и других. Основной целью таких занятий является развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности: обобщение, сравнение, классификации, анализ, аналогия, установление причинно-следственных связей, поиск закономерностей и других интеллектуальных качеств личности.
  2. Организация коррекционно-развивающей работы, проводимой учителем в рамках каждого конкретного урока, включение системы упражнений по формированию определенных мыслительных приемов
  3. Разработка программы развития мышления учащихся в рамках каждого учебного предмета. С этой целью при составлении тематического планирования подбирается система упражнений по формированию приемов мыслительной деятельности для каждого урока с учетом его содержания.

Но логическое мышление, вербальный интеллект нельзя развить вне зависимости от содержания обучения. Поэтому речь идет о системе упражнений и заданий, предполагающих формирование способов умственных действий на основе работы с понятиями соответствующего предмета. При этом:

  1. Организация и проведение специальных интеллектуально - трениговых занятий способствует развитию обучаемости учащихся.
  2. Усвоенные учащимися приемы и способы умственной деятельности служат основой развития специальных приемов и способов учебной, познавательной деятельности школьников и обеспечивают успешное усвоение содержание учебных предметов.
  3. Система специальных интеллектуально - тренинговых занятий, проводимых на предметном материале, формируют мышление и создают условия для развития творческого мышления.

При организации системы занятий нужно помнить, что повышение уровня интеллектуального развития, благодаря этим занятиям является необходимым условием, но не достаточным. Структура занятий и формы занятий предметно-ориентированного тренинга разнообразны: групповые, индивидуальные, фронтальные. Дифференциация учащихся происходит и по желанию учащихся выполнять задания разного уровня сложности, и по усмотрению учителя, в зависимости от реальных возможностей учащихся. Структура занятий, обеспечивающая целостность и непрерывность формирования приемов мыследеятельности должна включать следующие этапы:

  1. Мотивация.
  2. Целеполагание.
  3. Планирование.
  4. Действие по реализации плана.
  5. Самоконтроль самоанализ, самооценка.
  6. Оценка эксперта (диагностика).
  7. Коррекция.

Игра «Развивающий логикон» позволяет сформировать такие мыслительные операции как сравнение, анализ, поиск закономерностей. Суть игры состоит в следующем: сравнивая информацию в верхних и нижних клетках, найдите в ней логическую связь и заполните свободную клетку. Например, в первом примере в свободной клетке должна быть буква «И», так как в каждом из столбцов стоит соответствующая гласная буква слов верхней строки (табл. 1). Сравнивая информацию в каждом столбце, найдите в ней логическую связь и поставьте необходимую букву или цифру вместо знака вопроса в квадрат (табл.2).

 

В

7

?

А

4

3

Метр

?

4

Е

Р

3

7

Ньютон

В

?

К

Н

7

2

Физика

 

П

3

7

 

 

Биология

 

7

5

8

 

 

Астрономия

 

Н

?

1

 

 

 

Крем

Хром

Хрип

Е

О

?

Час

Метр

Ар

В

Д

7

Зима

Лето

Осень

Б

3

?

 

Игра «Черный ящик» направлена на то, чтобы в игровой форме сформировать у учащихся умения выделять существенные и несущественные признаки, умения анализировать, выделять главное. Суть игры состоит в том, что один из учащихся задумывает понятие, явление, объект, не называя его, начинает описывать, постепенно называя свойства (или признаки) задуманного понятия, начиная с второстепенных . Все остальные должны угадать, о чем идет речь. Кто первый угадывает, тот и выигрывает и продолжает игру.

Игра «Рассыпанное предложение». Данная дидактическая игра позволяет сформировать мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, а также более сложные, такие как поиск закономерностей. Задания, предложенные учащимся, могут быть разного уровня сложности:

а) прочитать предложение (определение), в котором буквы в словах переставлены местами, а последовательность слов в предложении соблюдена;

б) слова в предложении (определении) переставлены местами и нужно восстановить порядок слов в предложении;

в) слова в предложении разбиты на слоги и пространственно разделены, при этом нужно составить слова и соединить их в предложение;

г) слова в предложении разбиты на слоги и пространственно разделены, при этом нужно составить слова, соединить их в предложение и закончить предложение. Например: а). Прочитайте зашифрованную фразу: Епврйы опелт в окмссо ыбл 21 паерял 9116 огад.

б) В следующих предложениях перепутали слова. Составьте из них предложения, в каждом из которых дается определения какому либо понятию.

  • Учитель, который, обучением, человек, детей, занимается, это.
  • Овощи, огород, земли, растут, участок, растут, где, это.
  • Температуры, который, термометр, это, прибор, измерения, предназначен.

Игра «Логические цепочки». Учащимся предлагается набор карточек,которые нужно расположить в определенном порядке в зависимости от за­дания. Данная игра направлена на формирование таких мыслительных операции как обобщение и ограничение понятий.

В игре может участвовать как один учащийся, так и двое, предварительно разложив перед собой набор карточек. Выполняя задание, учащиеся составляют логическую цепочку. Например: Учащимся предлагается набор из 20 карточек, и предлагаются задания.

  • Расположите данные понятия в логической последовательности: более общее - общее - частное - менее частное.
  • Расположите данные понятия в ряд, так, чтобы первое понятие в этом ряду было общим, а остальные частные.
  • Проведите классификацию, то есть разделите данные понятия на группы и подберите к каждой из них обобщающее слово.

Единицы измерения

Килограмм

секунда

Метр

Измерительные приборы

весы

Часы

Линейка

Единицы измерения массы

Килограмм

грамм

миллиграмм

Физические явления

Тепловые явления

световые явления

электрические явления

Игра «Лото». Правила игры: учащимся предлагается игровое поле с общими понятиями и набор карточек с частными понятиями, обозначающими какой-то конкретный предмет. Карточки перемешиваются и лицевой стороной вниз выкладываются на стол. Учащиеся поочередно берут карточки и заполняют поле. Выигрывает тот, кто первым правильно закрывает поле.

Пример такой игры на примере физических понятий: игровое поле, которое получает каждый учащийся, имеет следующий вид:

Тепловые явления

Физические величины

Единицы измерения массы

Термометр

Световые явления

Планеты

Единицы измерения времени

Небесные

Лабораторное

Измерительные

Физические

Вещество

оборудование

приборы

явления

 

К данному полю каждый учащийся получает свой набор карточек, например: а) таяние, льда, масса, килограмм, ртутный термометр, гром, час, пробирка, мензурка, металл, звезда, горит костер, Марс; б) кипение воды, Земля, грамм, минута, время, комнатный термометр, молния, Луна, стекло, динамометр, штатив, светит солнце. Такой подход позволяет к одному и тому же рабочему полю подобрать разные наборы карточек с частными понятиями

Развивающая игра «Построение сообщения по алгоритму». Участникам игры предлагается построить сообщение по алгоритму:

Факт (что произошло?)
Причины
Повод
Сопутствующее событие
Аналоги и сравнения
Последствия

Можно воспользоваться и алгоритмом, предложенным еще Цицероном: кто - что - где - чем - зачем - как – когда. Алгоритм не следует применять формально, так как ответы на некоторые вопросы могут не иметь смысла. Эта игра дисциплинирует мышление, формирует аналитические умения, учит находить и устанавливать закономерности.

Развивающая игра «Ассоциации и намеки». Загадано слово, мы вам предлагаем его первую букву и какой-нибудь намек на него – другое слово, которое некоторым образом связано с первым. Данные слова могут быть связаны общим сюжетом, высказыванием, поговоркой или чем-то похоже на другое.

Очень важным для реализации идей развивающего обучения является умение учителя определять развивающий аспект каждого урока и конкретизация развивающих целей.

При постановке развивающих целей урока необходимо помнить:

  • Что знания можно забыть, а умение мыслить остается с человеком навсегда, поэтому развитие мышления одна из приоритетных задач современной системы образования;
  • Развитие ребенка происходит медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, следовательно, один и тот же аспект развивающей цели может быть сформулирован для нескольких уроков.
  • Что необходима продуманная система развивающих целей последовательно реализуемых в учебном процессе, то есть программа развития мышления, речи, познавательных процессов, в опоре на учебный материал каждого учебного предмета.
  • В рамках каждого урока цели должны быть максимально конкретизированы и тесно взаимосвязаны с образовательными и воспитательными задачами урока.
  • Что цели должны быть диагностичны, что предполагает систематическую диагностику уровня сформированности интеллектуальных умений и организацию коррекционно - развивающей работы.

Развивающий аспект включает:

  1. Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение учащимися художественными образами. Речевое развитие один из основных показателей интеллектуального и общего развития учащихся.
  2. Развитие мышления: формирование приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выделять главное, установление причинно-следственных связей; формирование умений доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия.
  3. Развитие психических познавательных процессов: воображения, внимания, памяти.
  4. Развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, ориентации в пространстве и во времени, точности, и тонкости различения тени, формы, цвета, звуков.
  5. Развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц, умением координировать свои двигательные действия, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений.

Я считаю, что в процессе обучения математике одной из линий реализуемых в учебной деятельности, является линия развития личности ребенка, которая определяет поэтапное формирование интеллектуальных умений.

Линия развития интеллектуальных умений включает: развитие речи устной и письменной, наблюдательности, формирование умений сравнивать, противопоставлять, анализировать, выделять главное, проводить обобщение, классификацию, умений проводить рассуждения от частному к общему (анализ) и от общего к частному (синтез), абстрагирование, конкретизацию, моделирование.

На занятиях у учащихся формируются способы умственных действий (анализ, синтез, обобщение, классификация) на основе работы с теми понятиями, которые они усвоили на предметных уроках. Уроки развития органично дополняют уроки математики, физики, химии, русского языка, истории, обогащают арсеналом мыслительных умений учащихся, способствуют лучшему усвоению программного материала.

Фрагмент тематического плана по курсу И.Ф. Шарыгина «Наглядная геометрия 5-6 класс» с системой развивающих упражнений.

Опираясь на изучение психолого-педагогической и методической литературы по рассматриваемой проблеме, мною разработаны системы упражнений по формированию у учащихся: приемов мыслительной деятельности, аналитических умений, мыслительной операции сравнения,

№ п /п

Тема урока

Краткое содержание теоретической части урока

 

Дом.зад.

№ сам. раб.

Система психических познавательных процессов и мыслительных операций, формируемых на основе предметного материала

  1. Введение (3 часа).

1.1

Введение

Курс «Наглядная геометрия», значение курса. Измерительные и чертежные инструменты

§ 1

 

 

Что такое понятие на примере понятий: геометрия, чертежные и измерительные инструменты.

Конструирование определений. Выделение существенных признаков.

1.2.

Пространство и размерность.

§ 2

1Конструирование определений. Выделение существенных признаков.

Операции обобщения и ограничение понятий.

Функциональные отношения между понятиями: часть - целое.

2 Развитие восприятия.

1.3

 

 

Простейшие геометрические фигуры

 

§ 3

 

1. Конструирование определений. Выделение с ущественных признаков.

Функциональные отношения между понятиями: часть целое, рядоположности.

Классификация понятий и правила классификации. Операции обобщения и ограничение понятий.

2. Точки, прямые, отрезки.

2.1.

Занимательные размещения и перестановки

Упражнения на размещение и перестановку объектов, которые условно можно считать точками.

§ 18

№1

  1. Аналитические умения, Поиск закономерностей, установление причинно-следственных связей.
  2. Развитие воображения.
2.2.

Точки и ломаные.

Точка. Ломаная, ее определение. Ломаная простая, открытая. Длина ломаной.

§ 18
  1. Аналитические умения. Поиск закономерностей. Конструирование определений. Выделение существенных признаков.
  2. Развитие воображения.
  3. Развитие ассоциативного мышления.

интеллектуальных умений, мыслительной операции классификация, умений устанавливать отношения рядоположности между понятиями, умений давать определения понятиям.

Система упражнений по формированию умений строить определения, осознанию смысла и осознанного усвоения определений предполагает отработку данных мыслительных операций. Разработаны задания и упражнения: для формирования умений относить объекты к роду; на установление последовательности подчинения понятий, то есть обобщение и ограничение понятий; на выделение видового отличия.

Например, для формирования умений выделять существенные признаки и находить видовое отличие можно использовать следующие упражнения.

Укажите в следующих определениях обобщающее понятие (род), и существенный признак (видовое отличие).

  • Квадрат - это ромб с прямыми углами.
  • Мензурка - это измерительный прибор, который предназначен для измерения объема жидкости.
  • Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос: какой? чей?

Выделите из предложенного ряда слов два наиболее существенных для данного слова.

  • Квадрат (сторона, углы, чертеж, бумага, карандаш).
  • Школа (здание, стол, ученики, учитель, ручка).
  • Термометр (тепловые явления, шкала, температура, прибор) и другие.

Игра «Черный ящик» направлена на то, чтобы в игровой форме сформировать у учащихся умения выделять существенные и несущественные признаки, умения анализировать, выделять главное. Суть игры состоит в том, что один из учащихся задумывает понятие, явление, объект и начинает его описывать, не называя его. Все остальные должны угадать, о чем идет речь. Кто первый угадывает, тот и выигрывает и продолжает игру.

Примерные задания на закрепление знаний, умений и навыков конструирования определений:

Для каждого из следующих понятий подберите обобщающее слово (род) и укажите наиболее существенный признак (видовое отличие):

  • Треугольник -
  • Квадрат –
  • Явления природы –
  • Измерительный прибор -

Дайте определение следующим понятиям, пользуясь следующим правилом. Понятие - обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие).

  • Четырехугольник – это…
  • Четные числа – это…
  • Двузначные числа - это …

Игра «Рассыпанное предложение». В следующих предложениях перепутали слова. Составьте из них предложения, в каждом из которых дается определения какому либо понятию.

  • Учитель, который, обучением, человек, детей, занимается, это.
  • Температуры, который, термометр, это, прибор, измерения, предназначен.
Литература:
  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2006.-216с.
  2. Айзенк Ганс Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности/ пер. с англ. Лука А. Н, Хорола И.С. - 2-изд.- Рига: Виеда, 2002. -176с.
  3. Барретт С. Тайны мозга: Как развить свои умственные способности: СПб: Питер Паблишинг, 2003. - 160с.
  4. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская: Приложение к журналу «Обруч» - M .: LINKA - PRESS , 2000, - 96с.
  5. Берулава Г.В. Тест развития мышления: для учащихся 7-х,8-х классов. Бийск: НИЦБиГПИ, 2003. - 16с.
  6. Борисова ЕМ., Логинова Г.П. Развивающие упражнения для учащихся 6 -8 классов: Пособие для учителей, школьных психологов и родителей. Обнинск: детство, 2002.-39с.
  7. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей, - М: АСТ-ПРЕСС, 2004. - 368с.
  8. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Об­разовательный центр «Педагогический поиск», 2003. - 344с.
  9. Гончаров B . C . Развивающая психотехника: Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. Курган: ИПК, 2001. - 49с.
  10. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках математики, физики: Из опыта работы. Пособие для учителей - М: Просвещение, 2000.
  11. Курбатов В.И. Логика в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов на Дону: «Феникс», 2000. - 384с.
  12. Полякова С.Д., Морозова Г.В., Резник А.И. и др. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе/ М.: Сентябрь, 2000. -144с.
  13. Решанова В.И. Развитие логического мышления учащихся. - М.: Просвещение, 2001.- 92с.
  14. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль: «Академия развития», 1999.-237с.
  15. Тихомирова Л.Ф. Басов А.В. Развитие логического мышления детей: По­пулярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: ТОО «Гринго», 2001.-235с.
  16. Усова А.В. Тесты для учащихся средней школы, ориентированные на выявление интересов и склонностей учащихся, их познавательных способностей и качества знаний. Челябинск: ЧГПУ, 2003. - 39с.
  17. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения; Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320с.: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1999, - 160с.

 

 

 

Hosted by uCoz