«Идеи лидеров - ульяновскому образованию»
(
интернет-диалог учителей Ульяновской области победителей конкурса в рамках ПНПО 2008 года)


Формирование духовности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, Кузьмина Татьяна Ивановна

 

Формирование духовности – одна из главных задач в образовании как многогранном целостном процессе духовного, физического, интеллектуального становления личности, осуществляемом посредством приобщения к культуре. С точки зрения религиозной философии В.С. Соловьёва, Духовность – это Стыд, Милосердие, Благоговение перед Добром. Добро в душе не рождается само по себе. Добро и зло – два нравственных полюса. Человек – между ними. К какому полюсу пойти – каждый выбирает сам. Но многое зависит и от личности стоящего рядом учителя, который ощущает «потребность в моральном законе в своей душе» (Кант).

Важно подвигать школьников к поиску путей обретения гармонии с собой, с миром, помочь определить истинные ценности, не распалить своё сердце злобой и завистью к более удачливым, не превратиться в потребителя удовольствий и развлечений. Говорить о приспособлении ребёнка к современной жизни – значит лишить его возможности искать истину. Необходимо стремиться к развитию в человеке сил Добра, даже когда вокруг торжество корысти, промывание мозгов, эскалация насилия. Человек будет как маятник, если он не укреплён в силе Добра.

Актуальность проблемы бесспорна. «Забыв об Основах, человек эпохи науки и техники забыл о своём назначении. Лишил себя пути совершенствования. Ушёл от истинного созерцания мира. Уничтожил все высшие стремления. Отбросил этику духа и заключил себя в духовную неподвижность. И стук машин окончательно заглушил голос духа и последний вопль сердца человеческого» ( Космические легенды Востока. – М., 1994, с. 110).

Согласно Э. Фромму, научно – технический прогресс породил особый социальный тип «кибернетического человека», который и к окружающему миру, и к самому себе подходит только с интеллектуальных позиций. Этот подход сопровождается отсутствием эмоциональных реакций, притуплением чувств. Неумение различать живую и неживую материю, неспособность к человеческим отношениям и к общению, серость языка, его механистичность – основные характеристики «кибернетического типа» (Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1991).

Духовная нищета, падение нравственности, забвение своих корней, толкотня, нравственная путаница в головах современных подростков… Это «больные» вопросы современности.

Очень беспокоит преобладание в современном образовании ориентации на интеллект, даже в изучении произведений художественной литературы. Считаю важным в период перехода к информационному общению обратить серьёзное внимание на духовно - нравственное развитие школьников.

Перед обществом встаёт задача по-новому осмыслить мироздание, природу человека, одухотворить процесс познания. Учитель должен строить школу сердца и творческой мысли.

В основе урочной и внеурочной деятельности с учащимися должна лежать духовность, предполагающая сочетание разумности с сердечностью, при преобладании сердечности. А высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к жалости, состраданию, любви к ближнему.

И это не высокопарные слова, это требование времени. Нельзя, чтобы плоть была выше духа и душа заплыла телом. А дух есть сила самоопределения к лучшему.

Давно поняла неоспоримую истину: потеряем детей – потеряем Россию. И грош цена всем нашим званиям, наградам, всей жизни. К сожалению, не всё зависит от наших усилий. Но верю и вижу (в комплексной совместной работе с заинтересованными людьми), что зависит многое.

Поэтому 26 лет спрашиваю себя:
Где мне слово найти, чтобы свет оно людям несло,
Чтоб людские недуги оно исцеляло мгновенно,
Чтобы слово моё открывало бы каждую дверь,
Возводило мосты, поднимало бы зелень из праха,
И когда в человеке сидит затаившийся зверь –
Чтоб пришло моё слово и зверя убило без страха?..
С. Островой

Д.С.Лихачёв писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру». Как? Через Слово – носитель духовного, возвышенного. С его помощью можно исцелить душу потерянную, испорченную. Важно, чтобы человек не оставался глухим к красоте, гармонии, живой душе слова.

Как формировать духовность? С чего начать? С главного: с одухотворения процесса познания, с формирования у ребёнка потребности подниматься по ступеням лестницы духовного восхождения, растить свою душу.

Наш земляк С.Т. Аксаков писал так: «Жить – значит медленно рождаться. Было бы чересчур легко – брать уже готовую душу».

И, конечно, важно «не обидеть», подниматься до чувств учеников, тянуться самому. Вступая в контакт с детьми, нельзя строить общение «по вертикали», сверху вниз. Но нельзя снижать планку для предъявления требований к знаниям ученика. Главное на уроке, во внеклассной деятельности – сделать знание ценным для ребёнка; оно должно помочь понять смысл жизни. Читая строки художественного текста, выступая на духовном концерте, выполняя творческое задание, ученик должен наслаждаться, принимать всё сердцем, открывать в себе пласты внутренней жизни. Он должен увидеть себя со стороны: кто я? что я из себя представляю? зачем я пришёл на этот свет? что хочу приобрести? что отдам, оставлю после себя? И очень важно не отринуть богатейший опыт национальной педагогики. Очень близки мне педагогические воззрения К.П. Победоносцева (1827-1907) , русского правоведа, обер-прокурора Святейшего Синода, педагога, воспитателя наследников престола:

«Учитель ошибается, если думает, что всё дело его содержится в урочных часах преподавания в классе. Нет, в послеурочных: здесь собирается богатый материал для оживления интереса, для возбуждения мысли к воображению, для сообщения понятий и сведений; здесь прямое средство духовного и душевного общения учителя с учеником и залог сердечной и умственной привязанности детей к школе и к учителю. Чего от учеников требуешь, то сам умей делать как можно лучше. Будь естествен. Говори ясно. Не о себе думай, а о тех, кому говоришь» (Победоносцев К.П. «Педагогические заметки «Ученье и учитель»).

Процесс формирования духовности – это «цепочка» взаимосвязанных воспитывающих ситуаций. Это процесс взаимообогащения педагога и ребёнка. Важнее не знаниевый аспект, а эмоциональная атмосфера образовательного процесса («дух школы»).

Говоря о системе работы по формированию духовности, необходимо уточнить, что в основе всех произведений русской литературы и лучших образцов зарубежной литературы, изучаемой в школе, лежит определяющее – тяготение не к горизонтали, удовлетворению плотских желаний, а к вертикали, к высокому, чистому, духовному. Вся урочная и внеурочная деятельность учащихся – это и есть ступени лестницы духовного возрастания.

Технологии, которые обеспеивают решение этой важной проблемы, - это технологии личностно ориентированного обучения: ценностно-ориентирующие, адаптивные, развивающего обучения, технологии проектной деятельности.

Система работы по формированию духовности: уроки – внеурочная деятельность – индивидуальная работа с учащимися – концерты, конкурсы, олимпиады.

Нельзя реализовать цели, не меняя способов образования. Потому преобладают уроки – размышления, дискуссии, путешествия, концерты, решения, интегрированные уроки, лабораторные работы, диалоги с текстом, семинары.

Формы внеурочной деятельности: массовые (предметные недели; творческие отчёты школы; литературно-музыкальные вечера, гостиные; концерты; творческие встречи с писателями, поэтами ; экскурсии по литературным местам, музеям России; посещение спектаклей Ульяновского драмтеатра; совместные духовные концерты с актрисой К.И. Шадько и школой искусств № 5 г .

Ульяновска); групповая (факультативные занятия; театральный кружок; работа с группой экскурсоводов школьного музея; работа с группой туристско-краеведческого кружка); индивидуальная (консультации; совместная разработка сценариев; подготовка к олимпиадам; подготовка к конкурсным программам, декламации стихов, чтению сказок; проектная деятельность; обработка материалов экскурсий; создание творческих работ разных жанров).

Через участие в самоуправлении подросток реализует своё «я», осознаёт себя в мире, формирует самосознание, социальные и нравственные установки.

В школе работает механизм адаптивной системы воспитания. Ведущей является технология коллективной творческой деятельности. Ребята пробуют сами организовать общую работу: обсуждение идей, коллективное планирование, распределение обязанностей, совместный анализ итогов деятельности (рефлексия). Одна из важнейших задач классного руководителя – помочь подростку состояться как гражданину. Позитивную роль играет совместная деятельность учащихся, родителей, учителей, жителей посёлка.

Зона взаимодействия такова:

Традиционными стали духовные концерты на Рождество и Пасху в РДК, проводимые совместно с РДК, ДШИ.

Много лет сотрудничаем с районной библиотекой. Формы совместной работы:

  • цикл бесед «Правовая культура»;
  • творческие встречи с поэтами, писателями-земляками, презентации их книг;
  • литературные гостиные;
  • литературные суды.

Страшно осознавать, как много среди нас становится людей, которых называют «Иванами, не помнящими родства».

Вспоминается диалог Маленького принца с Цветком (из сказки А.Экзюпери):

- А где люди? – вежливо спросил Маленький принц.

-А, люди?.. Их носит ветер. У них нет корней.

Грустно, но не безнадёжно. И школьники учатся быть гражданами. Такая интеграция, где связующим звеном являются одни и те же ученики, делает основное и дополнительное образование равноправными ветвями единого, непрерывного учебно-воспитательного процесса и даёт возможность выстраивать и реализовывать стратегию развития личности подростка, формирования духовности.

Литература:
  1. Бородина А. В. О возвращении к истокам духовности // Вторые Арзамасские Соборные встречи. – Арзамас, 2004.
  2. Ганичев В. Н. Духовный диалог // Новая книга России. - № 3, 2004.
  3. Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII – XX в. – Издательский совет русской православной церкви, 2002.
  4. Космические легенды Востока. – М., 1994.
  5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.
  6. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1991.

 

 

 

Hosted by uCoz