«Идеи лидеров - ульяновскому образованию»
(
интернет-диалог учителей Ульяновской области победителей конкурса в рамках ПНПО 2008 года)


Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы, Красильникова Мария Ивановна

 

Проблему развития творческих способностей учащихся считаю глубоко актуальной , так как именно творческая личность имеет активную жизненную позицию и способна на поступок, а креативность – одно из необходимых условий развития личностного потенциала человека.

Литература – особый предмет, образующий ученика как личность, как человека – в собственно-человеческом плане, который умеет не только адаптироваться к социуму, не только самоопределяться в выборе профессии, но и понимать глубинные связи себя с миром, созидать себя как «часть» этого мира и как «целое». Именно на уроках литературы возможно развивать творческие способности учащихся при чтении и осмыслении прочитанного, формировать умение выразить свои взгляды и мнение литературным языком.

Эта работа становится более эффективной в условиях применения технологии формирования диалогического опыта личности, основанной на сотрудничестве учителя и ученика.

Главная педагогическая идея , лежащая в основе моей деятельности – каждый ребенок способен созидать и творить. Изучение литературы вне диалогического взаимодействия личности с ней, на мой взгляд, бессмысленно. Диалог необходим как педагогический метод обучения, как способ становления личности обучающихся. Выпускник школы рассматривает приобретённые знания только как средство получения специальности и определения «места под солнцем», и не всегда он способен вступить в диалог с этими знаниями, с миром человеческой культуры с целью совершенствования себя и своей жизни, с целью привнесения в эту культуру своего, иначе бы мы не встречались с многочисленными примерами бездуховности, конфликтности. Проблема обращения к диалогу рождена необходимостью решения важных задач: понимания своих и чужих правд, соотношения своих и чужих выборов. Учить диалогу и учить диалогично – вот требования сегодняшнего времени. Становление личности в диалоге предполагает накопление «любви к ближнему». Научить себя такой любви – это значит войти в диалог с общим контекстом духовности.

Из педагогической копилки (применение технологии формирования диалогического опыта личности)

Урок «Лирика А.С. Пушкина» («Что в имени тебе моём», «Демон», «Моя родословная») .

Цель: сформировать своё представление об особенностях пушкинской поэзии и показать возможности установления диалогических отношений с его лирическим героем.

Задачи урока: вызвать интерес к личности поэта; раскрыть проблематику лирики Пушкина; выявить значение своего диалога с поэтом.

Содержани е . Конфликт доброго и злого начал в человеке; особенности личности и лирики Пушкина; личностное восприятие его поэзии; художественное изображение внутреннего конфликта личности.

Структура урока.

1. Вступительная беседа.

- Что вы знаете о своём детстве? Какие великие или страшные открытия вы тогда делали? Знаете ли вы свою родословную? Кто ваши предки? Если вам интересно поразмышлять над этими вопросами, то, наверное, вам будут дороги минуты общения с Пушкиным. Давайте попробуем сегодня посмотреть на его творчество, на его отдельные стихи не только через его поэтический, но и через человеческий, личностный взгляд на мир. Пушкин – не на пьедестале и в бронзовой раме, а живой человек со своими страданиями, сомнениями, проблемами. Возможно, вы увидите в поэте своего «родственника», который, будто ваш современник, ответит на сегодняшние вопросы, мучащие нас.

2. Диалог двух Пушкиных . Давайте послушаем, попытаемся нарисовать два разных состояния, два противоположных мировосприятия. Каковы они?

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты…

Гляжу, как безумный, на чёрную шаль,

И хладную душу терзает печаль.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный -

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит…

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Мне вас не жаль, неверные друзья,

Венки пиров и чаши круговые…

До капли наслажденье пей, Живи беспечен, равнодушен!

Мне страшно! И на жизнь гляжу

Печален вновь…

И для меня воскресла радость,

И душу взволновали вновь Моя потерянная младость И сердца первая любовь.

Исчезли навсегда часы очарованья,

Пора прекрасная прошла, Погасли юные желанья, Надежда умерла.

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Я пережил свои желанья,

Я разлюбил свои мечты…

 

Кто же он, Пушкин, - «пессимист» или «оптимист»?

3 . Попробуйте сами себе ответить на вопросы: Мир добрый или злой? Чем вы более всего восхищались в детстве? В какие минуты вы ощущали радость жизни? Долго ли длятся обычно ваши «часы надежд и наслаждений»? Часто ли вы испытываете тревогу?

Говоря о диалоге как содержании образования, мы выделяем диалогический опыт, который представляет собой умение устанавливать контакт, находить общность с предметным миром и с миром людей, способность переживать единение, ценностно-смысловое равенство с другим. Происходит взаимообогащение сторон в процессе взаимодействия. Приглашение к диалогу на уроке – это приглашение к размышлению о собственной жизни, где процесс образования и самообразования – величайшая радость и дар, данный нам природой. Моя задача, как педагога, помочь старшекласснику увидеть в художественном тексте то, что касается лично его, осмыслить художественное произведение в свете современных проблем, в диалоге с нашим временем. Иными словами, ученику важно изучать не литературу саму по себе, а «себя в литературе» и «литературу в себе».

Задачи диалогического литературного образования:

  • Воспитание читателя, способного видеть в художественном произведении источник своего самосовершенствования;
  • Понимание литературы как особого, эмоционально-образного способа освоения действительности и отражения «монологического» и «диалогического» бытия человека.

Средство достижения цели и задач литературного образования – это диалог как основная форма обучения. Ученики совместно с учителем ищут свой художественный образ, образ себя как личности вообще, своих отношений с миром. На таком уроке важно не только то, что говорится, но и то, как говорится, кому, и как переживается, и как молчится.

Ценностно-смысловое содержание уроков литературы вырастает из соотнесения разных точек зрения. Оценка художественного произведения, героя не может быть однозначной, абсолютной. В результате абсолютизации произведение умирает. Поэтому при подготовке к уроку важно находить разные трактовки произведений, героев и искать вместе с учениками свои аргументы для доказательства того или иного мнения.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что урок с позиции диалога предполагает:

  • Живое личностное общение участников образовательного процесса;
  • Адресованность конкретным детям – тем, кто присутствует на уроке;
  • Учебную задачу, вырастающую из личностной проблематики ученика, из контекста его жизни;
  • Вопросы, имеющие неоднозначные ответы;
  • Готовность к диалогу его участников;
  • Благоприятный психологический климат.

Система моей работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы заключается в следующем.

Формирование устной монологической речи через развитие интереса к искусству слова и читательское воображение:

  • открытый лист учета чтения художественной литературы;
  • поэтические пятиминутки;
  • читательские пятиминутки;
  • тихий опрос;

Формирование устной и письменной монологической речи путем усложнения видов заданий и увеличения объема самостоятельной работы учащихся:

  • урок-лекция;
  • урок-практикум;
  • урок-семинар;
  • урок-исследование;
  • творческие работы учащихся.

Развитие творческих способностей учащихся через формирование культуры речи с помощью анализа поэтических произведений:

  • урок-рецензия;
  • урок-размышление;
  • урок-представление поэта;

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение знаний в нестандартных ситуациях:

  • урок-дискуссия;
  • урок-конкурс;
  • урок-инсценирование;
  • урок-концерт.

Система моей работы позволяет формировать у учащихся целостное восприятие художественного произведения, создаёт условия активного положительного воздействия литературы на духовное развитие личности. Развивая воображение ребенка в процессе изучения литературного произведения, добиваюсь формирования литературных и речевых способностей школьников, которые позднее будут развиты в творческие и перенесены на другие области знания. Таким образом, я реализую проблему интеграции учебных предметов, расширяю общий кругозор обучаемых, создаю условия для раскрытия творческого потенциала каждого из них.

 

Hosted by uCoz