«Идеи лидеров - ульяновскому образованию»
(
интернет-диалог учителей Ульяновской области победителей конкурса в рамках ПНПО 2008 года)


Межпредметная интеграция во внеурочной работе по «Технологии», Кириллова Елена Николаевна

 

Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности, оказание помощи в подготовке молодежи к вхождению в постоянно обновляющуюся трудовую деятельность.

Формирование активной, творческой личности, обладающей технологическими знаниями и умениями, способной реализовать их с учетом экономической и экологической целесообразности, предусматривается на уроках и во внеурочной деятельности в рамках образовательной области « Технология» при использовании современных педагогических технологий, нетрадиционных форм и методов обучения в купе с воспитанием, при освоении метода творческих проектов, при наличии соответствующего материально-технического и дидактического обеспечения . Задача современного технологического образования ( урочного и внеурочного) – не просто познакомить учащихся с различными видами технологических приемов , а еще и сформировать у них эстетическое и нравственное воспитание , творческое воображение, художественный вкус , исполнительскую культуру.

Одним из способов решения этой проблемы с достижением максимальных результатов мне видится – использование межпредметных связей. Связь между учебными предметами является отражением связей между соответствующими науками, между наукам и практической деятельностью человека.

Внеклассная работа открывает наиболее благоприятные возможности для осуществления межпредметных связей ,которые в большей степени стимулируют самообразование учащихся: их обращение к дополнительной литературе, повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения, расширение знаний учащихся в результате организованного общения.

Перечень содержательных линий образовательной области «Технология» предполагает знакомство учащихся с различными технологиями, в том числе с технологиями обработки металлов, тканей и пищевых продуктов, электро-радиотехнологиями, информационными технологиями т .д. В любой из этих технологий учащемуся необходимо использовать знания и познавательные умения, сформированные при изучении учебных предметов других образовательных областей.

Одной из форм организации учебной деятельности школьников могут быть работы над проектами. При работе над проектом, учащимся приходится использовать знания по другим предметам .Опыт рботы показывает, что интегрированые проекты позволяют решать многие воспитательные задачи современной школы.Эффективным методом вовлечения школьников в общественную жизнь является разработка социальных проектов, что развивает их гражданственную позицию, дает возможность реально оценить свои возможности, способностии содействует их личностному самоопределению.

Опыт реализации межпредметная интеграция во внеурочной работе по «Технологии» на примере Недели «Технологии» в МОУ Тумкинская ООШ Тереньгульского района Ульяновской области.

Актуальность проведения предметной недели очевидна для учителя технологии. Проводя ежегодно в течении одиннадцати лет в своей школе Недели « Технологии» , и имея большой опыт в проведении и организации , пришла к выводу о необходимости создания разработки определенного плана проведения Недели « Технологии».

Проведение Недели «Технологии» включается в общешкольный план, который утверждается на августовском педагогическом совете. Это мероприятие включается так же в план работы методического объединения учителей естественнонаучных дисциплин ,в которое входят учителя технологии, а так же в план работы методического объединения классных руководителей.Главными организаторами Недели являются учителя по данному предмету .На вводных занятиях по технологии во всех классах учителя предупреждают учащихся о проведении Недели, тем самым нацеливая их на длительную, тщательную подготовку.На педагогическом совете определяют дату проведения Недели ,и в зависимости от сроков проведения проводится планирование мероприятий.

Приблизительно за месяц до начала Недели «Технологии» планируется задания для классов, назначаются ответственные за каждое мероприятие, выбирается компетентное жюри отдельных конкурсов. Согласовываются с администрацией условия награждения победителей. Обсуждается оформление школы в течении Недели и назначаются ответственные. В течении Недели организуются выставки по таким темам, как: «Дерево славится плодами, а человек трудами», «Рукоделье не безделье», «Наше творчество», «Умелые руки не знают скуки» и т.п. Проводится защита плакатов, посвященных Недели «Технологии», в которых отражается межпредметная связь с другими предметами. Это обычно выполняет класс, закрепленный за данным кабинетом ,так же учитывается и желание ребят. В обязательно коридоре вывешивается план проведения Недели «Технологии».

Тематическое планирование Недели «Технологии».

Ежегодно вот уже на протяжении многих лет в нашей школе проводятся Недели «Технологии». Тематика Недель различная , она зависит от различных факторов влияющих на выбор тематики . Это и временные рамки , и уровень интереса школьников к данной теме , материальная база , направление воспитательной работы школы и конечно же уровень профессионализма учителя .

Вот некоторые варианты , проводимых мною Недель «Технологии».

(До 2007года школа была средней и планирование расчитанно на СОШ)

1. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ НЕДЕЛЯ.

Цель этой Недели : ознакомить учащихся с различными видами профессий ,которые существуют в наше время и которые существовали раньше. Провести аналогию, закрепить эти знания, применяя игровую форму. Воспитывать у учащихся чувство гордости за наследие наших предков. Активизировать их познавательную деятельность в профориентационном направлении. Показать связь предмета технологии с другими предметами.

В данной Неделе используются такие формы внеклассных мероприятий как: игра, КВН, игра- соревнование, экскурсия и небольшой творческий отчет.

Очень хорошо если эта Неделя сопровождается выставкой работ народных умельцев , живущих в нашей местности. В члены жюри приглашаются люди различных профессий, ветераны труда.

Ребята так же выполняют памятные сувениры гостям- членам жюри, которые вручают на мероприятии.

мероприятие

класс

День недели

«В гостях у технологии» час открытых дверей.

1-4

понедельник

Защита плакатов-проектов«На уроках,в час досуга Технология подруга»

5-8

понедельник

Защита плакатов-проектов,посвященных «Технологии»

9-11

понедельник

Игра «Дело мастера боится»

1-4

вторник

Проф. игра «Иван Васильевич меняет профессию»

8-9

среда

Проф .игра «Город мастеров»

5-6

четверг

Проф. игра «Счастливый случай»

7

пятница

Проф игра «Форт Баярд»

10-11

суббота

2.НЕДЕЛЯ «ТЕХНОЛОГИИ» ПОСВЯЩЕННАЯ ПРАЗДНИКАМ ВЕСНЫ .

Цель данной недели :развитие творческих способностей учащихся ,создание праздничного настроения, закрепление умений и навыков приобретенных на уроках технологии, развитие эстетического вкуса, знакомство с современными направлениями современной моды, обобщение знаний о культуре внешнего вида, привлечение социального опыта родителей.

мероприятие

класс

День недели

Открытие Недели (открытие выставки «С мамой вместе»)

1-4

понедельник

Конкурс пословиц о труде. Конкурс ребусов

5-8

понедельник

Конкурс кроссвордов по технологии

9-11

понедельник

« А ну-ка ,мамочки !»

5-6

вторник

«Хозяюшки» КВН

7-8

среда

«Расскажем Федоре как прожить без горя»урок-игра

1-4

четверг

Ярмарка-выставка

1-11

пятница

«Вечер высокой моды» конференция с модельерами

9-11

суббота

3 ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ «ТЕХНОЛОГИИ»

Цель данной недели: ознакомить учащихся с различными фактами из истории технического развития своего села, с национальными традициями жителей села, основными ремеслами предков ,развивать этнографическую культуру, побудить интерес к истории родного края.

Используются такие формы как: устный журнал, тематический утренник, конкурсная программа ,праздник Русского чая, экскурсия в школьный музей , встреча с интересными людьми- ветеранами труда, местными мастерами.

мероприятие

класс

День недели

Открытие Недели « Технологии» устный журнал об истории технического развития нашего села.)

1-11

понедельник

«Хлеб всему голова»тематический утренник

6

вторник

«Из бабушкиного сундука» экскурсия в школьный музей

1-4

среда

«Доблесть предков» встреча с ветеранами труда

-8

среда

Праздник «Русский чай»

5

четверг

«Окно в былое» тематическая беседа

7

пятница

«Праздник национальной культуры»

9-11

суббота

4. ОСЕННЯЯ НЕДЕЛЯ «ТЕХНОЛОГИИ».

Цель данной недели: знакомство учащихся начальных классов с предметом «Технология», побудить интерес к учебному предмету технология, закрепление знаний по теме «Овощи» из раздела «Кулинария» в 5 классе, развитие уважительного отношения к людям труда, подвести итоги работы учащихся на пришкольном учебно-опытном участке, отметить работу добросовестных ребят, активизировать познавательную деятельность учащихся в игровой форме в области технологии, биологии, химии, физики, литературы, истории ,развивать творческие способности учащихся, прививать культуру поведения в обществе, развивать смекалку, находчивость, интерес к самообразованию способствовать раскрытию индивиду альных способностей.

мероприятие

класс

День недели

Открытие Недели-школьная линейка награждение уч-ся за добросовестную работу на пришкольном участке.

1-11

понедельник

«Праздник труда»

6-7

вторник

«Путешествие в страну Технология »

1-4

среда

Игра «Звездный час» на тему: «Овощи.»

5

четверг

«Деревенские посиделки» игровая программа

8-9

пятница

«Делу-время,потехе-час».КВН между юн. и дев.

10-11

суббота

 

Можно проводить предметную Неделю, посвященную межпредметной связи с каким-то отдельным предметом . Например: «Технолого- Биологическая Неделя» или «Культурология и Технология», «Вокруг света вместе с «Технологией»» ,«Кулинария в произведениях русских классиков» и т.п.Все это зависит от творческого подхода учителя к своему предмету.

Подведение итогов осуществляется на заседании методического объединения при директоре школы, на котором учитель технологии сообщает цели, задачи своих мероприятий, проводят подробный анализ работы, обсуждают возникшие проблемы, выслушивают мнения других учителей, обозначают проблемы, над которыми необходимо действовать совместно и планируют дальнейшую работу с учащимися.

Особенность предметных Недель в сельских школах такова, что при значительно небольшом количестве учащихся приходится проводить объемные по содержанию мероприятия . По этому практически каждый ученик принимает участие в предметной Неделе . И приходится планировать работу так ,чтобы объединить совместные действия, направленные на развитие учащихся, учителей предметников. Иногда получается так, что предыдущая предметная Неделя по какому то предмету является как бы предисловием к вашей Неделе. По этому внеклассная работа предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей ,что в целом улучшает процесс образования и воспитательную работу.

Литература:
  1. Бабина С.Н. интегрирующая и систематизирующая функции образовательной области «Технология»./Наука и школа 2002.-№1 -40-41.
  2. Гурьев А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования./Наука и школа 2002 № 2.
  3. Елагина В.С Профессиограмма деятельности учителей естественнонаучных дисциплин по реализации межпредметных связей в обучении школьников. /Наука и школа 2002№2 с28-29
  4. Манаенкова О.А. Моделирование и проведение учебных занятий на основе интегративного подхода /Наука и школа 2002 №4
  5. Манаенкова О.А, Шуйкова И.А Интегрированные уроки: Из опыта работы. Учебно- методическое пособие. Липецк ЛГПУ, 2000
  6. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции/Педагогика-1997№ 5
  7. «Неделя «Технологии» в школе»: Методическое пособие. Выпуск 1. под редакцией О.В. Атауловой –Ульяновск ИПКПРО, 2003 г .
  8. Федрова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. : М .Педагогика 1989

 

 

 

Hosted by uCoz