«Идеи лидеров - ульяновскому образованию» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование исторического мышления школьников в условиях перехода к единому государственному образованию, Гайдукова Виктория Алексеевна
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современное школьное образование в течение последних пяти лет переживает большие перемены. При этом перемены носят довольно противоречивый характер. С одной стороны, среди основных тенденций развития сферы образования называется гуманизация, в основе которой лежит, прежде всего, внимание к личности, ее интересам, запросам, то есть то, что мы определяем как индивидуальный подход. И в какой-то степени, переход к профильному обучению в старшем и предпрофильному в среднем звене школы этой тенденции отвечает. С другой стороны, переход к единому государственному экзамену, на мой взгляд, эту тенденцию нивелирует, особенно в отношении гуманитарных и общественных дисциплин. Как показал эксперимент по введению ЕГЭ по истории, большинство заданий направлено на простое воспроизведение учебного материала (даже в части С), в то время как индивидуальный подход, а, следовательно, и упомянутая тенденция в современном образовании, предполагают использование и опору на другие методы обучения (проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского). Последние также лежат и в основе формирования исторического мышления школьников. Отсюда, главная проблема – как совместить два направления современного образования и сформировать активную творческую позицию школьника при решении проблемных вопросов истории, то есть его историческое мышление. Обучение истории в старшем звене в лицее № 40 построено преимущественно на проблемно-блоковом принципе и имеет свои особенности, среди которых мы можем выделить:
Поэтому более приемлемыми методами обучения в старших классах являются те, о которых было сказано выше и которые относятся к продуктивным. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся, которая может проходить в трех направлениях: 1) включение поиска в познавательные и практические задания и задачи (работа с документами, историческими картами, статистическими данными, участие в археологических раскопках, музейная работа); 2) раскрытие учителем познавательного процесса при доказательстве или изложении конкретных положений; 3) организация целостного исследования учащихся как под руководством учителя, так и самостоятельно (исследование документов, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов, работа над учебным проектом) [1;48]. При этом мы проходим путь от воспроизведения факта к его творческому осмыслению. В 2002-2003 учебном году в нашем лицее было проведено анкетирование среди учащихся 10-11-х профильных классов с целью выявления их предпочтений в организации учебного процесса. Всего в опросе приняло участие 90 человек 10-11-х классов (по 45 учащихся от классов гуманитарного и физико-математического профиля). Обобщенные данные этого анкетирования, а также наблюдения и опыт работы в профильных классах представлены в таблице №1.
Представленные в таблице формы работы позволяют учитывать различные особенности как отдельных учеников, так и возможности и профиль целых классов. При этом одни формы направлены на воспроизведение материала, его закрепление, другие дают возможность развивать аналитическое мышление учащихся, что требуется в заданиях ЕГЭ по истории (часть С). Особое место среди заданий, как первого, так и второго уровней мышления занимают логические задачи, например:
Подобного рода задания позволяют не только развивать историческое мышление поиском закономерностей и причинно-следственных связей, но и являются тренировкой при подготовке к решению заданий ЕГЭ (части А и В). Большое место на занятиях по истории и обществознанию и во внеурочной деятельности отводится информатизации образовательного и воспитательного процесса, что способствует его стандартизации, с одной стороны, и сотрудничеству учителя и ученика - с другой. Оборудованный компьютером кабинет истории позволяет разнообразить формы и методы работы во время и вне урока. ИКТ, как правило, используются:
Таким образом, повышается мотивация к изучению общественных дисциплин в условиях физико-математического лицея и стремление к самостоятельной деятельности учащихся, что способствует более прочному освоению учебного материала . Об этом говорят электронные работы учеников, представленные в перечне (таблица № 2).
Часть презентаций учащихся, а также мои собственные, вошли в разработанный сайт «Проблемные вопросы истории России XIX в.», представленный на Фестивале инновационных идей в сети Интернет (октябрь 2007 г.) и на городской конференции по использованию ИКТ (февраль 2008 г.). Страницы сайта посвящены отдельным проблемным вопросам по истории России XIX в. (крестьянский, национальный, проблема власти и т.д.). Кроме презентаций по ключевым проблемам и разнообразного справочного материала, сайт снабжен разделом «Проверь себя», на котором размещены здания различного типа, ориентированные на развитие творческой активности школьников. Имеются также примеры творческих работ учащихся. Сайт используется как на уроке, так и во внеурочной деятельности, например, при подготовке к олимпиаде по истории или ЕГЭ. Конечно, уровень развития исторического мышления определяется не только тем, как учащиеся справляются с письменными работами или как они умеют обрабатывать информацию на компьютере. В первую очередь, они должны уметь осознавать и отстаивать свою позицию, при этом аргументы не должны противоречить логике исторического процесса. Начиная с 2003 года, ученики с интересом работают в творческих мастерских, активно участвуют в работе дискуссионного клуба «Цицерон», при подготовке к открытым мероприятиям в рамках работы Школы «Воспитай в себе гражданина». Среди тем, которые ежегодно вызывают наибольший интерес учащихся при работе в мастерской, клубе, школе или в секции НОУ, особо хотелось бы отметить следующие:
Работа в творческих мастерских и дискуссионном клубе позволяет не только углубить знания по предмету, но и способствует формированию устойчивой гражданской позиции, патриотизма и повышает уровень коммуникативной культуры учащихся. С одной стороны, мы говорим об устойчивом историческом мышлении, с другой – о подготовке учащихся к жизни после школы, где потребуется их социальная активность. Мешает ли это подготовке к ЕГЭ? Скорее помогает, так как учит выпускника самостоятельно принимать решения, опираясь на полученные знания и приобретенный опыт, умение анализировать предложенную ситуацию.
|