«Идеи лидеров - ульяновскому образованию»
(
интернет-диалог учителей Ульяновской области победителей конкурса в рамках ПНПО 2008 года)


Формирование исторического мышления школьников в условиях перехода к единому государственному образованию, Гайдукова Виктория Алексеевна

 

Современное школьное образование в течение последних пяти лет переживает большие перемены. При этом перемены носят довольно противоречивый характер. С одной стороны, среди основных тенденций развития сферы образования называется гуманизация, в основе которой лежит, прежде всего, внимание к личности, ее интересам, запросам, то есть то, что мы определяем как индивидуальный подход. И в какой-то степени, переход к профильному обучению в старшем и предпрофильному в среднем звене школы этой тенденции отвечает. С другой стороны, переход к единому государственному экзамену, на мой взгляд, эту тенденцию нивелирует, особенно в отношении гуманитарных и общественных дисциплин. Как показал эксперимент по введению ЕГЭ по истории, большинство заданий направлено на простое воспроизведение учебного материала (даже в части С), в то время как индивидуальный подход, а, следовательно, и упомянутая тенденция в современном образовании, предполагают использование и опору на другие методы обучения (проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского). Последние также лежат и в основе формирования исторического мышления школьников. Отсюда, главная проблема – как совместить два направления современного образования и сформировать активную творческую позицию школьника при решении проблемных вопросов истории, то есть его историческое мышление.

Обучение истории в старшем звене в лицее № 40 построено преимущественно на проблемно-блоковом принципе и имеет свои особенности, среди которых мы можем выделить:

  • переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно историческому анализу;
  • постановка проблем и поиск разных способов их решения;
  • многовариантность (вариативность);
  • ориентация на развивающее обучение, на осмысление фактов, а не на их репродукцию.

Поэтому более приемлемыми методами обучения в старших классах являются те, о которых было сказано выше и которые относятся к продуктивным. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся, которая может проходить в трех направлениях: 1) включение поиска в познавательные и практические задания и задачи (работа с документами, историческими картами, статистическими данными, участие в археологических раскопках, музейная работа); 2) раскрытие учителем познавательного процесса при доказательстве или изложении конкретных положений; 3) организация целостного исследования учащихся как под руководством учителя, так и самостоятельно (исследование документов, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов, работа над учебным проектом) [1;48]. При этом мы проходим путь от воспроизведения факта к его творческому осмыслению.

В 2002-2003 учебном году в нашем лицее было проведено анкетирование среди учащихся 10-11-х профильных классов с целью выявления их предпочтений в организации учебного процесса. Всего в опросе приняло участие 90 человек 10-11-х классов (по 45 учащихся от классов гуманитарного и физико-математического профиля). Обобщенные данные этого анкетирования, а также наблюдения и опыт работы в профильных классах представлены в таблице №1.

Таблица 1. Результаты анкетирования учащихся

Формы работы

Гуманитарный профиль

Физико-математический профиль

1.

Предпочтительная форма изучения нового материала

  • Лекция;
  • Эвристическая форма (диспут, дискуссия);
  • Урок с сообщениями и докладами учащихся
  • Лекция;
  • Эвристическая форма (альтернативные ситуации);
  • Киноурок

2.

Предпочтительная форма работы над проблемным заданием

  • Коллективная форма под руководством учителя;
  • Работа парами;
  • Индивидуальная работа
  • Коллективная форма под руководством учителя;
  • Работа в группах («мозговой штурм»)

3.

Предпочтительные виды индивидуальных творческих заданий

  • Доклад;
  • Реферат;
  • Проект;
  • Сочинение;
  • Исследование
  • Реферат;
  • Стендовый доклад;
  • Проект;
  • Реконструкция;
  • Создание сайта

4.

Формы контроля

  • Устный опрос;
  • Фронтальная беседа;
  • Взаимоопрос;
  • Исторический диктант, тестирование;
  • Составление таблиц
  • Исторический диктант, тестирование;
  • Взаимоопрос;
  • Письменная работа;
  • Зачет

5.

Отношение к введению, освоению дополнительного материала по предмету

  • Положительное
  • Положительное

 

Представленные в таблице формы работы позволяют учитывать различные особенности как отдельных учеников, так и возможности и профиль целых классов. При этом одни формы направлены на воспроизведение материала, его закрепление, другие дают возможность развивать аналитическое мышление учащихся, что требуется в заданиях ЕГЭ по истории (часть С).

Особое место среди заданий, как первого, так и второго уровней мышления занимают логические задачи, например:

  • По какому принципу построен ряд (понятий, дат, имен, событий)? Аргументируйте свою точку зрения.
  • Что является лишним в предложенном ряду? Как вы это можете объяснить?
  • Продолжите ассоциативный ряд. Объясните свою позицию и т.д.

Подобного рода задания позволяют не только развивать историческое мышление поиском закономерностей и причинно-следственных связей, но и являются тренировкой при подготовке к решению заданий ЕГЭ (части А и В).

Большое место на занятиях по истории и обществознанию и во внеурочной деятельности отводится информатизации образовательного и воспитательного процесса, что способствует его стандартизации, с одной стороны, и сотрудничеству учителя и ученика - с другой.

Оборудованный компьютером кабинет истории позволяет разнообразить формы и методы работы во время и вне урока. ИКТ, как правило, используются:

  • При подготовке и проведении уроков (работа с электронными носителями, компьютерные презентации – см. ниже);
  • Для хранения информации (как банк данных по работе учителя, классного руководителя, деятельности учащихся);
  • Для осуществления контроля (от оформления результатов исследовательских работ в виде презентаций, сайтов до тестового контроля);
  • В проектной деятельности учащихся (при работе в компьютерном классе, подключенном к сети Интернет) .

Таким образом, повышается мотивация к изучению общественных дисциплин в условиях физико-математического лицея и стремление к самостоятельной деятельности учащихся, что способствует более прочному освоению учебного материала . Об этом говорят электронные работы учеников, представленные в перечне (таблица № 2).

Таблица №2. Электронные работы учащихся (2002-2008 гг.)

Учебный год

Фамилия, имя

Класс

Тема

Вид работы

2002-2003

Панфутова Анастасия

11 В (физ.-мат.)

А.Н.Радищев

Презентация

Соловьев Михаил

СССР после Второй мировой войны

Сайт

Трегубов Алексей

Г.К.Жуков

Сайт

Шихалиев Фрэнк

П.Л.Капица

Сайт

2003-2004

Волков Артем

11 В (физ.-мат.)

Полководцы XIX в.

Сайт

Емелькина Елена

Живопись XIX в.

Электронный словарь

Третьяков Александр

Деятели русской культуры XIX в.

Электронный словарь

2005-2006

 

Антонов Виктор, Перескоков Евгений

11 А (физ.-мат.)

Неизвестные герои Великой Отечественной войны

Презентация-исследование

Канторович Александр

История России в творчестве живописцев XIX в.

Презентация

Полесов Алексей

11 В (инф.-технол.)

Художники XIX в.

Презентация

Ульяновская область Сайт

2006-2007

Петрова Елена, Короткова Анастасия

11 Б (физ.-мат.)

Что красивее прогресс или регресс?

Презентация-исследование

2007-2008

Финогентов Дмитрий

11 А (физ.-мат.)

«В.И.Ленин и современный облик Ульяновска: альтернативный взгляд на историю»

Презентация-исследование

Немытина Оксана

11 Г (фил.)

Симбирск «Серебряного века»

Презентация-исследование

Васильева Елена

Архитектура Симбирска: вчера и сегодня

Презентация-исследование

Группа учащихся

7 Б, 8 Б, 11 А, Г

Социальный проект «Лекторий для родителей “Хочу узнать свой город поближе”»

Сайт

Часть презентаций учащихся, а также мои собственные, вошли в разработанный сайт «Проблемные вопросы истории России XIX в.», представленный на Фестивале инновационных идей в сети Интернет (октябрь 2007 г.) и на городской конференции по использованию ИКТ (февраль 2008 г.). Страницы сайта посвящены отдельным проблемным вопросам по истории России XIX в. (крестьянский, национальный, проблема власти и т.д.). Кроме презентаций по ключевым проблемам и разнообразного справочного материала, сайт снабжен разделом «Проверь себя», на котором размещены здания различного типа, ориентированные на развитие творческой активности школьников. Имеются также примеры творческих работ учащихся. Сайт используется как на уроке, так и во внеурочной деятельности, например, при подготовке к олимпиаде по истории или ЕГЭ.

Конечно, уровень развития исторического мышления определяется не только тем, как учащиеся справляются с письменными работами или как они умеют обрабатывать информацию на компьютере. В первую очередь, они должны уметь осознавать и отстаивать свою позицию, при этом аргументы не должны противоречить логике исторического процесса.

Начиная с 2003 года, ученики с интересом работают в творческих мастерских, активно участвуют в работе дискуссионного клуба «Цицерон», при подготовке к открытым мероприятиям в рамках работы Школы «Воспитай в себе гражданина». Среди тем, которые ежегодно вызывают наибольший интерес учащихся при работе в мастерской, клубе, школе или в секции НОУ, особо хотелось бы отметить следующие:

  • «Опричнина глазами современников и историков»;
  • «У России – особый путь?» (Идеи западников и славянофилов);
  • «Экономическая политика периода «военного коммунизма»;
  • «Исследование тоталитарного режима»;
  • «Битва за Москву глазами кинорежиссера» (обсуждение одноименного фильма Ю.Озерова);
  • «Холодная война»: достижения и просчеты;
  • «Поговорим о патриотизме»;
  • «Ты – будущий избиратель»;
  • «Предпосылки «творческой демократии» (обсуждение статьи И.Ильина) и др.

Работа в творческих мастерских и дискуссионном клубе позволяет не только углубить знания по предмету, но и способствует формированию устойчивой гражданской позиции, патриотизма и повышает уровень коммуникативной культуры учащихся. С одной стороны, мы говорим об устойчивом историческом мышлении, с другой – о подготовке учащихся к жизни после школы, где потребуется их социальная активность.

Мешает ли это подготовке к ЕГЭ? Скорее помогает, так как учит выпускника самостоятельно принимать решения, опираясь на полученные знания и приобретенный опыт, умение анализировать предложенную ситуацию.

Литература
  1. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

 

 

 

Hosted by uCoz