«Идеи лидеров - ульяновскому образованию»
(
интернет-диалог учителей Ульяновской области победителей конкурса в рамках ПНПО 2008 года)


Внедрение регионального компонента в экологическом образовании и воспитании младших школьников, Ерастова Валентина Владимировна

 

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую окраску. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимание экологическому образованию и воспитанию в современной школе.

Почему это необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.

Имеются экологические проблемы и в Ульяновской области. Буквально несколько лет назад Ульяновска не было в списке городов, воздушный бассейн которых загрязнен. Сейчас в Поволжье наш город занимает 3-е место после Самары и Тольятти. За год на территории нашей области выбрасывается 250 тонн вредных веществ. Основным компонентом является пыль, сажа, окислы азота, окись углерода, соляная, уксусная кислота, аммиак и другие. В целом по г.Ульяновску 17% проб атмосферного воздуха с концентрациями, превышающими ПДК.

Тенденция к ухудшению состояния водоемов по санитарно-химическим показателям сохраняется и в реках: Свияга, Волга, Б.Черемшан. Продолжает оставаться актуальной для области проблема, связанная с загрязнением почвы отходами производства и потребления, бытовыми отходами.

Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей жизни цивилизации на Земле, вызывает необходимость обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, направленной на воспитание и обучение поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих отношений с окружающей средой.

Экологическое образование – это целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся, в процессе которого:

  • они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы;
  • овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками по оптимизации воздействий на природную среду в различных видах деятельности.

Конечная цель экологического образования – становление экологической культуры личности. Воспитание экологической культуры у детей нельзя проводить стихийно. Необходим отбор и разработка специальных форм и методов по развитию целостного представления о природе и человеке, чтобы постепенно развивать творческую личность, умеющую объяснить различные явления природы и прогнозировать результаты своей деятельности в системе «природа-человек».

При организации экологического воспитания просто необходимо использовать краеведческий подход, вести работу по изучению природы родного края. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению ее жалеть, сохранять и любить.

Наш край богат этнографическими памятниками и интересен географическим положением. Флора и фауна позволяют осуществлять с детьми краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой.

Процесс познания мира невозможен без ощущений. От чувственного познания зависит развитие разнообразных сфер личности человека: познаваемой деятельности (умение наблюдать, давать полную сенсорную характеристику объекту), личностных качеств (любознательности, внимательности и др.)

Для уроков с региональным компонентом очень важно использование метода наблюдения.

Учащиеся охотно делятся результатами наблюдений за отлетом птиц, листопадом, распусканием почек, погодой, осадками, признаками приближающегося времени года. Эти данные они записывают в дневник наблюдений. Этот вид работы учит выделять главное, делать выводы.

Коллективные и групповые наблюдения за природой осуществляются во время экскурсий. Экскурсии могут быть организованы в процессе работы по определенной теме: наблюдение за состоянием деревьев и кустарников, зимой и за жизнью животных (2 кл.), изучение поверхности своего края (3 кл.), изучение почв (4 кл.).

На экскурсиях проверяются старые и приобретаются новые знания, необходимые для дальнейшего изучения материала. Предварительно с детьми проводится беседа, на которой сообщается тема, цель экскурсии:

  • Экскурсия в Краеведческий музей – познакомились с растительным и животным миром нашего края, с Красной книгой.
  • Экскурсия в экопарк «Черное озеро» способствует формированию морально-нравственных основ поведению учащихся в природе.
  • Загородная экскурсия – с. Ундоры. Посещается палеонтологический музей, где появился уникальный экспонат плезиозавра в настоящую величину, источник минеральной воды «Волжанка».
  • «Мы и природа». Экскурсия знакомит с охраняемыми объектами природы г.Ульяновска: посещается родник «Маришка», экопарк «Черное озеро».

Занимательные упражнения и экологические задачи составляется на краеведческом материале. Связанные с темой конкретного урока, они направлены на достижение поставленной цели и являются одним из эффективных средств, обеспечивающих творческий уровень применения экологических знаний.

С введением регионального компонента содержания образования в уроки окружающего мира знания учащихся наполняются конкретным содержанием, близким и доступным для них. Дети проявляют большой интерес к изучению родной природы.

Экспериментально-исследовательская работа позволила закрепить статус регионального компонента в учебном плане школы. Она обеспечила преемственность на разных ступенях обучения. В ходе работы были введены объективные критерии, в качестве которых развитие когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

В развитии когнитивной сферы личности учащихся выяснили как влияет введение регионального компонента содержания образования на изменение качества знаний, на формирование уровней усвоения знаний.

В развитии мотивационной сферы личности учащихся определили, как влияет РКСО на изменение учебной мотивации, на уровень и направленность школьной мотивации, на изменение интереса к предмету.

В развитии эмоционально-волевой сферы личности учащихся посмотрели, изменится ли под внедрением РКСО степень удовлетворенности учебным процессом.

Для получения положительных результатов работы школы в процессе эксперимента были разработаны факторы успешности школы в режиме исследовательской работы, создан комплекс условий.

Для нормативно-правового обеспечения экспериментальной деятельности опирались на региональные программы, разработанные УИПКПРО. Для кадровой подготовки к профессиональному осуществлению педагогического эксперимента проводилась система обучения педагогов, включавшая в себя систему семинаров, проводимую УИПКПРО.

В целом комплексный анализ полученных данных позволил выявить значимое положительное влияние не только на повышение качества знаний учащихся, а также на повышение уровня учебной мотивации младших классов.

 

Литература:
  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир; 1-4 классы. Методика обучения – М.: Вентана Граф, 2002. – 240с.
  2. Волкова П.И. Познай край родной. Занимательное путешествие по Ульяновской области. – Ульяновск: УИПКПРО, 1996.
  3. Гринева Е.А., Павлова Ж.И. Учись наблюдать и рассказывать о природе; (Методическое пособие для учителей начальных классов). – Ульяновск: УИПК ПРО, 1998. - 72 с.
  4. Диагностика результатов образовательного процесса в 4-летней начальной школе: Учебно-методическое пособие / Под ред. Калининой Н.В. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2002г. – 80с.
  5. Прохорова С.Ю., Борисова А.Н. Методика проведения диагностики экологической воспитанности младшего школьника. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
  6. Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе. / Начальная школа. № 7. 2002. – с.35-38

 

 

 

Hosted by uCoz