«Идеи лидеров - ульяновскому образованию» |
Внедрение регионального компонента в экологическом образовании и воспитании младших школьников, Ерастова Валентина Владимировна
|
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую окраску. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимание экологическому образованию и воспитанию в современной школе. Почему это необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Имеются экологические проблемы и в Ульяновской области. Буквально несколько лет назад Ульяновска не было в списке городов, воздушный бассейн которых загрязнен. Сейчас в Поволжье наш город занимает 3-е место после Самары и Тольятти. За год на территории нашей области выбрасывается 250 тонн вредных веществ. Основным компонентом является пыль, сажа, окислы азота, окись углерода, соляная, уксусная кислота, аммиак и другие. В целом по г.Ульяновску 17% проб атмосферного воздуха с концентрациями, превышающими ПДК. Тенденция к ухудшению состояния водоемов по санитарно-химическим показателям сохраняется и в реках: Свияга, Волга, Б.Черемшан. Продолжает оставаться актуальной для области проблема, связанная с загрязнением почвы отходами производства и потребления, бытовыми отходами. Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей жизни цивилизации на Земле, вызывает необходимость обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, направленной на воспитание и обучение поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих отношений с окружающей средой. Экологическое образование – это целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся, в процессе которого:
Конечная цель экологического образования – становление экологической культуры личности. Воспитание экологической культуры у детей нельзя проводить стихийно. Необходим отбор и разработка специальных форм и методов по развитию целостного представления о природе и человеке, чтобы постепенно развивать творческую личность, умеющую объяснить различные явления природы и прогнозировать результаты своей деятельности в системе «природа-человек». При организации экологического воспитания просто необходимо использовать краеведческий подход, вести работу по изучению природы родного края. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению ее жалеть, сохранять и любить. Наш край богат этнографическими памятниками и интересен географическим положением. Флора и фауна позволяют осуществлять с детьми краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Процесс познания мира невозможен без ощущений. От чувственного познания зависит развитие разнообразных сфер личности человека: познаваемой деятельности (умение наблюдать, давать полную сенсорную характеристику объекту), личностных качеств (любознательности, внимательности и др.) Для уроков с региональным компонентом очень важно использование метода наблюдения. Учащиеся охотно делятся результатами наблюдений за отлетом птиц, листопадом, распусканием почек, погодой, осадками, признаками приближающегося времени года. Эти данные они записывают в дневник наблюдений. Этот вид работы учит выделять главное, делать выводы. Коллективные и групповые наблюдения за природой осуществляются во время экскурсий. Экскурсии могут быть организованы в процессе работы по определенной теме: наблюдение за состоянием деревьев и кустарников, зимой и за жизнью животных (2 кл.), изучение поверхности своего края (3 кл.), изучение почв (4 кл.). На экскурсиях проверяются старые и приобретаются новые знания, необходимые для дальнейшего изучения материала. Предварительно с детьми проводится беседа, на которой сообщается тема, цель экскурсии:
Занимательные упражнения и экологические задачи составляется на краеведческом материале. Связанные с темой конкретного урока, они направлены на достижение поставленной цели и являются одним из эффективных средств, обеспечивающих творческий уровень применения экологических знаний. С введением регионального компонента содержания образования в уроки окружающего мира знания учащихся наполняются конкретным содержанием, близким и доступным для них. Дети проявляют большой интерес к изучению родной природы. Экспериментально-исследовательская работа позволила закрепить статус регионального компонента в учебном плане школы. Она обеспечила преемственность на разных ступенях обучения. В ходе работы были введены объективные критерии, в качестве которых развитие когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся. В развитии когнитивной сферы личности учащихся выяснили как влияет введение регионального компонента содержания образования на изменение качества знаний, на формирование уровней усвоения знаний. В развитии мотивационной сферы личности учащихся определили, как влияет РКСО на изменение учебной мотивации, на уровень и направленность школьной мотивации, на изменение интереса к предмету. В развитии эмоционально-волевой сферы личности учащихся посмотрели, изменится ли под внедрением РКСО степень удовлетворенности учебным процессом. Для получения положительных результатов работы школы в процессе эксперимента были разработаны факторы успешности школы в режиме исследовательской работы, создан комплекс условий. Для нормативно-правового обеспечения экспериментальной деятельности опирались на региональные программы, разработанные УИПКПРО. Для кадровой подготовки к профессиональному осуществлению педагогического эксперимента проводилась система обучения педагогов, включавшая в себя систему семинаров, проводимую УИПКПРО. В целом комплексный анализ полученных данных позволил выявить значимое положительное влияние не только на повышение качества знаний учащихся, а также на повышение уровня учебной мотивации младших классов.
|