«Идеи лидеров - ульяновскому образованию»
(
интернет-диалог учителей Ульяновской области победителей конкурса в рамках ПНПО 2008 года)


Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни в массовой общеобразовательной школе, Брюханова Лидия Семёновна

 

Человек – высшее творение земной природы, но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.

Быть здоровым – значит чувствовать себя защищённым, сильным, способным к саморазвитию, устремлённым в будущее, полнее и глубже чувствовать жизнь, переживать радость, счастье. В основе – народная мудрость: «В здоровом теле – здоровый дух». Однако при современном уровне образовательной инфраструктуры и медицинской помощи не удаётся снизить риск ухудшения здоровья школьников. Анализ состояния их здоровья во многих школах России показывает отрицательную динамику. Число школьников с отклонениями в состоянии здоровья к концу обучения в школе составляет 78 – 83%.

Информационные перегрузки, нервное напряжение, дефицит времени, отрицательные эмоции, гиподинамия, нарушения режима труда и отдыха, вредные привычки являются факторами, ухудшающими здоровье школьников.

В создавшихся условиях проблема охраны здоровья учащихся является важной задачей всего общества, всей страны, в том числе и образовательных учреждений. Поэтому уже с раннего школьного возраста необходимо вести профилактическую работу по сохранению здоровья. Традиционные подходы к профилактике, базирующиеся только на информировании, советах, предостережениях, запугиваниях чаще всего не достигают желаемых целей. Поэтому в современных условиях необходимы новые пути решения данной проблемы. Прежде всего, это: создание образовательной среды, благополучной для укрепления здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни. Она предполагает:

  • Организацию рационального режима, создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима.
  • Организацию полноценного питания.
  • Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки.
  • Создание атмосферы психологического комфорта.
  • Обеспечение безопасности детей.

Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся должна являться приоритетным направлением в деятельности каждой школы. Ведь только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Поэтому в образовательном учреждении должна быть специальная программа по охране и укреплению здоровья школьников. Действенным средством внедрения данной программы является профилактическая работа по сохранению здоровья школьников, которая обеспечивалась бы соблюдением ряда принципов:

  • Отлаженная система взаимодействия школьных медработников с психологом, социологом, педагогами, родителями.
  • Учёт критических периодов развития ребёнка.

Каждый специалист выносит на обсуждение собственное видение состояния ребёнка. Совместное обсуждение позволяет своевременно выявлять отклонения в нервно-психическом и физическом здоровье детей, а также определять необходимые коррекционные мероприятия.

Коллективу школы необходимо соблюдать санитарно-гигиенические условия образовательной среды. Прежде всего, освещённость рабочих мест (200 Лк), воздушно-тепловой режим в учебных помещениях и их проветривание, а также правильное использование учебной мебели. Каждый классный руководитель правильно размещает детей за партами с учётом состояния зрения, слуха, роста. Большое внимание педагоги должны уделять выполнению двигательного режима учащимися. Кроме уроков физкультуры использовать различные формы физического воспитания – зарядка до начала урока, физкультминутки, которые позволяют вернуть уставшему ребёнку работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, повысить эмоциональный уровень учащихся; подвижные игры на перемене, привлечение в спортивные секции, организация занятий в кружках физической культуры и спортивных праздниках. Например, в нашей школе есть для этого условия, так как действуют два современных спортивных зала, один танцевальный зал, хорошо обустроена пришкольная спортивная площадка, имеется хоккейная коробка. Помимо этого учителями-специалистами, врачами необходимо проводить беседы о положительном влиянии физической нагрузки на здоровье человека, организовать встречи со спортсменами. Для того, чтобы привлечь детей к спорту, учителям, школьникам и родителям совместно продумать план действия в этом направлении. Так, в нашей школе они оборудовали площадку для зимних игр.

В настоящее время считается доказанным отрицательное воздействие на детей таких укоренившихся в школе традиций:

  • Привычная поза детей во время урока согбенная, напряжённая, неестественная. Исследования, проведённые учёными показали, что при таком психомоторном и нейровегетативном закрепощении уже через 10 – 15 минут школьник испытывает нервно-психические нагрузки и стрессы, сравнимые с теми, что переживают космонавты при взлёте. Таким образом, необходимо чередование позы в соответствии с видом работы.
  • Обеднённая природными стимулами учебная среда: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными, искусственно созданными элементами лишает детей живых чувственных впечатлений. Поэтому весной и осенью (если позволяют тема и погодные условия) желательно учителям биологии, географии проводить уроки на пришкольной территории.

Ещё одна составляющая здоровьесберегающей образовательной среды – школьный сад. Зелень вокруг школы не только радует глаз, но и защищает учеников от неблагоприятного воздействия окружающей среды; участвует в регуляции теплового и радиационного режима, предохраняет от неблагоприятных экологических факторов. Поэтому необходимо озеленять территорию. К данной работе можно привлекать и самих школьников. Это дополнительный двигательный и эмоциональный фактор укреплегния здоровья.

Для обеспечения нормального развития ребёнка, повышения защитной функции организма необходимо правильное питание. Питание должно быть полноценным, разнообразным и полностью восполнять потребности растущего организма. Желательно, чтобы все дети получали горячее питание. Беседы с детьми и родителями о необходимости горячего питания в школьной столовой дают положительные результаты. За нормой и качеством приготовления пищи должен следить медработник. Особое внимание требуют дети, имеющие особую диету по показаниям врача. Сведения о таких детях классные руководители подают в пищеблок. Для них пища готовится отдельно. Организация питания с учётом пожелания детей, потребности их организма важнейшая составляющая здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Одним из важнейших направлений деятельности школы является охрана и укрепление психического и психологического здоровья детей. На психику ребёнка влияет психологическая обстановка на уроке, взаимоотношение между учителем и учеником, развитие здоровых межличностных отношений в классном коллективе, реализация личностного потенциала ученика и задача педагога - создать позитивное эмоциональное состояние детей. Для этого необходимо: использование демократических форм организации учебного процесса учителем, отказ от авторитарного стиля, формирование среды сотрудничества школьника и учителя в ходе учебного процесса. Наконец, личный пример учителя, который кроме предметной и дидактической подготовки, должен иметь психолого-педагогические знания, должен быть интересен для учащихся как личность и личным примером показывать образцы здорового образа жизни. В таких условиях дети учатся без принуждения и с удовольствием.

Для каждого учителя должно быть обязательным проведение с учащимися плановых и внеплановых инструктажей по технике безопасности труда на уроках, практических занятиях, а также инструктаж по сохранению здоровья перед уходом на каникулы.

Работа учителя по формированию навыков здорового образа жизни (из собственного опыта)

Из современных технологий мне, как учителю биологии здоровьесберегающие технологии наиболее близки. Средствами своего предмета пытаюсь осуществить оздоровительную направленность уроков. На уроках, кружках, факультативных занятиях обсуждаем с детьми конкретные нормы здорового образа жизни, проводим наблюдения, эксперименты, практические работы, выявляем причины нарушения здоровья. При такой работе дети овладевают приёмами самоконтроля, саморегуляции. У них возникает интерес к своему здоровью. В ходе профилактической работы в школе в период заболевания гриппом, ОРВИ обучаю детей приёмам точечного массажа, а на практических занятиях изучаем методику профилактики заболеваний, определяем биоритмы своего организма, выясняем значение прививок, выпускаем санбюллетени. Тем самым, обеспечивается снижение заболеваний в школе. Большое внимание уделяется работе по профилактике вредных привычек. С этой целью организуются: проведение тематических вечеров, демонстрация фильмов, посвящённых антиалкогольной и антинаркотической пропаганде, борьбе с курением, токсикоманией, организуем встречи со специалистами – медработниками, наркологами, экологами. С целью профилактики заболеваний, организуем медосмотры девочек, как будущих матерей. Значительное внимание уделяется проведению дискуссий, творческих мероприятий, защите проектов, а также профилактике СПИДа, гепатита ИППП. Такая деятельность способствует выработке у школьников здорового образа жизни. Многие из них сами готовы пропагандировать здоровый образ жизни. В последние годы в школе из таких детей, благодаря учителям биологии, созданы волонтёрские группы.. Охране и укреплению здоровья много внимания уделяется и в воспитательной работе с классом. Для меня, как классного руководителя, эта работа начинается с анализа и диагностики здоровья учащихся своего класса. Провожу тщательный анализ медицинских карт учащихся. Составляется лист здоровья, где указаны отклонения в состоянии здоровья детей. Такие дети включаются в специальную профилактическую работу – распределение по физкультурным группам, контроль со стороны классного руководителя и медработника за динамикой состояния здоровья, успеваемостью, постоянная связь с родителями, создание определённого гигиенического режима. Также, много внимания уделяю профилактической работе с классом. Проводятся внеклассные мероприятия, родительские собрания по здоровьесберегающей тематике, осуществляются выходы в природу, организуются игры с детьми на свежем воздухе, лыжные прогулки, катание на коньках, привлекаются родители к участию в спортивных праздниках. В результате ученики моего класса имеют мало пропусков уроков по болезни, нет детей освобождённых от физкультуры, более половины класса занимается в спортивных секциях, танцевальных кружках, около 80% детей охвачено горячим питанием. С целью изучения благоприятности психологического климата в классе я постоянно поддерживаю связь с психологом.

В ближайшее время планируем установить связь с областным центром медицинской профилактики с целью получения методической и информационной поддержки.

В 2006 году я разработала учебно-методический комплекс «Здоровье человека и окружающая среда», в настоящее время работаю над созданием программы поклассного воспитания (5 – 9 классы) «За здоровый образ жизни».

Таким образом, правильная организация учебной и воспитательной деятельности с применением здоровьесберегающих технологий, проведение оздоровительных мероприятий, консультаций для родителей по вопросам профилактики заболеваний даёт положительные результаты – формирует у школьников потребность в здоровом образе жизни и улучшает показатели их состояния здоровья.

Литература:
  1. Б.Т. Величковский, В.И. Кирпичёв, И.Т. Суровегина. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. М., «Новая школа» - 1997
  2. А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. Гигиена и здоровье. М. Просвещение 1984.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М. АРКТИ 2003.
  4. Г.Ю. Ксензова. Перспективные школьные технологии. М. 2000.
  5. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №4. М. 2004.
  6. А.А.Дубровский. Открытое письмо врача учителю. М. Просвещение 1988
  7. I региональный форум «Здоровье школьника». Ульяновск 2007.

 

Hosted by uCoz