«Идеи лидеров - ульяновскому образованию»
(
интернет-диалог учителей Ульяновской области победителей конкурса в рамках ПНПО 2008 года)


Реализация компетентностного подхода в преподавании химии через использование методов проблемно-исследовательской деятельности , Базыкина Лидия Викторовна

 

  • «Как учить детей?»
  • «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии?»
  • «Каким способам деятельности обучать детей?»

Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении.

Актуальность темы в том, что и Государственный стандарт образования и Концепция модернизации образования выделяют компетентностный подход в обучении как один из значимых.

Что такое компетентностный подход ?

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалённого эффекта» школьного образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Вопрос традиционного обучения – «Чему учить?», становится менее актуальным. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции , соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные «должен знать», «должен уметь», а «может».

В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях, навыках , которые необходимо сформировать, на опыте деятельности , который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях , которые учащиеся должны продемонстрировать.

Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем [3, c .11].

Компетентностный подход применяется при создании КИМов для ЕГЭ, в разработке инструментария исследования PISA . Задания третьей части ЕГЭ используются для проверки умения применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации. Что собственно и является основным результатом обучения в компетентностном подходе. ЕГЭ – средство проверки и оценки компетенций [2,c.9] .

Основным для компетентностного подхода является новое для отечественной педагогики понятие «компетенция».

Что такое компетенция ?

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости.

Компетенции бывают ключевые и профессиональные.

Что такое «ключевые компетенции»?

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности.

Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем [8, c .22].

Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены «ключевые компетенции»: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе , а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах» [5, c .5].

В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования уже зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает:

  • Познавательную деятельность
  • Информационно-коммуникативную деятельность
  • Рефлексивную деятельность [9, c . 4]

Вопросами формирования компетенций у учащихся, школа занимается с 2003 года в рамках реализации областной программы РИП. Научный руководитель эксперимента профессор, доктор педагогических наук С.Д.Поляков.

За это время, в том числе и автором статьи, наработан опыт реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности.

По С.Д. Полякову «компетентностный подход – это ориентация на формирование обобщённых умений (аналитических, исследовательских, коммуникативных и т.д.), которые школьники могут применить в различных образовательных (не только учебно-предметных) и жизненных ситуациях.

Эти умения можно формировать через деятельностный подход (это эффективный путь, потому что ученик учится сам понимать, что он делает, как и насколько успешно), но можно формировать умения не развёртывая всю цепочку деятельности – это можно, но эффективность меньше, потому что в этом случае ученик меньше понимает, чему он научился» [7, c .34].

Автор статьи выстраивает учебные занятия таким образом, чтобы формирование компетенций учащихся осуществлялось через деятельность, используя всю цепочку, которая представлена логикой реализации компетентностного подхода (схема № 1). Данная логика применяется на учебных занятиях по химии, но может использоваться и на учебных занятиях по другим предметам.


Схема №1. Логика реализации компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя
По схеме: компетентностный подход в образовательной деятельности направлен на формирование компетенций учащихся. Формирование компетенций реализуется через организацию деятельности учащихся. Деятельность учащихся наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у детей. Интерес у детей можно вызвать через проблемную ситуацию. Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности.

Химия – экспериментальная наука. Теория без практики ничто. Ученик, попробовав себя в роли исследователя, экспериментатора максимально усваивает учебный материал.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий [1, c .23]. Через исследовательскую деятельность наиболее эффективно происходит формирование компетенций. При этом очень важно для формирования компетенций учащихся, реализовать потенциал исследовательской деятельности не сразу, а поэтапно (схема № 2).


Схема №2. Этапы исследовательской деятельности

Согласно государственному образовательному стандарту среднего (пол-ного) общего образования, на учебных занятиях целесообразнее формировать компетенции по четырём уровням (схема № 3). Усложнение уровней проис-ходит от I к IV, от базового уровня к повышенному. Компетенции IV уровня позволяют выполнять задания ЕГЭ части С.


Схема №3.

Выше было отмечено, что компетенции формируются на учебном занятии деятельностного типа (схема № 4). Через деятельность учащийся получает навыки применения знаний при решении проблемных ситуаций [6, c .13]. Через деятельность учащийся может сказать «могу», вместо «знаю». К чему, собственно, и стремится «школа компетенций».


Схема №4. Структура учебного занятия на деятельностной (компетентностной) основе

Предлагаемый опыт реализации компетентностного подхода в образовании не противоречит целям Государственного стандарта образования, направлен на формирование компетенций у учащихся - «готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач».

Именно компетентностный подход в образовании позволяет решить главную задачу современной школы — передать учащимся не столько знания, сколько социальный опыт.

Литература :

  1. Вачков И. Проектирование + исследование - Методическая газета «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября».№23 2007.
  2. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании – Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». №6 (12). 2007.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть III . Проблемные уроки. Издательство «Учитель». 2006.
  4. Механик Александр «Между Фоменко и обезьяной» 18.02.2008 « Эксперт ».
  5. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения.: Рекомендации для опытно-экспериментальных школ. \А.Г. Каспржак и др. Под редакцией А.Г. Каспржака и др.;. М.: Просвещение, 2004. 416с.
  6. Основина В.А.. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе – Ульяновск. 2008.
  7. Поляков С.Д. Управление развитием личности в учебном процессе. – М.: Сентябрь, 1999
  8. Сергеев И.С., Блинов В.И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности - Москва. Издательство «Аркти». 2007.
  9. Сборник нормативных документов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования. Издательство «Дрофа». Москва. 2004 год.

 

 

 

Hosted by uCoz