«Идеи лидеров - ульяновскому образованию» |
Реализация компетентностного подхода в преподавании химии через использование методов проблемно-исследовательской деятельности , Базыкина Лидия Викторовна
|
Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении. Актуальность темы в том, что и Государственный стандарт образования и Концепция модернизации образования выделяют компетентностный подход в обучении как один из значимых. Что такое компетентностный подход ? Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалённого эффекта» школьного образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем. Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Вопрос традиционного обучения – «Чему учить?», становится менее актуальным. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции , соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные «должен знать», «должен уметь», а «может». В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях, навыках , которые необходимо сформировать, на опыте деятельности , который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях , которые учащиеся должны продемонстрировать. Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем [3, c .11]. Компетентностный подход применяется при создании КИМов для ЕГЭ, в разработке инструментария исследования PISA . Задания третьей части ЕГЭ используются для проверки умения применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации. Что собственно и является основным результатом обучения в компетентностном подходе. ЕГЭ – средство проверки и оценки компетенций [2,c.9] . Основным для компетентностного подхода является новое для отечественной педагогики понятие «компетенция». Что такое компетенция ? Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости. Компетенции бывают ключевые и профессиональные. Что такое «ключевые компетенции»? Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности. Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем [8, c .22]. Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены «ключевые компетенции»: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе , а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах» [5, c .5]. В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования уже зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает:
Вопросами формирования компетенций у учащихся, школа занимается с 2003 года в рамках реализации областной программы РИП. Научный руководитель эксперимента профессор, доктор педагогических наук С.Д.Поляков. За это время, в том числе и автором статьи, наработан опыт реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности. По С.Д. Полякову «компетентностный подход – это ориентация на формирование обобщённых умений (аналитических, исследовательских, коммуникативных и т.д.), которые школьники могут применить в различных образовательных (не только учебно-предметных) и жизненных ситуациях. Эти умения можно формировать через деятельностный подход (это эффективный путь, потому что ученик учится сам понимать, что он делает, как и насколько успешно), но можно формировать умения не развёртывая всю цепочку деятельности – это можно, но эффективность меньше, потому что в этом случае ученик меньше понимает, чему он научился» [7, c .34]. Автор статьи выстраивает учебные занятия таким образом, чтобы формирование компетенций учащихся осуществлялось через деятельность, используя всю цепочку, которая представлена логикой реализации компетентностного подхода (схема № 1). Данная логика применяется на учебных занятиях по химии, но может использоваться и на учебных занятиях по другим предметам. Схема №1. Логика реализации компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя По схеме: компетентностный подход в образовательной деятельности направлен на формирование компетенций учащихся. Формирование компетенций реализуется через организацию деятельности учащихся. Деятельность учащихся наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у детей. Интерес у детей можно вызвать через проблемную ситуацию. Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности. Химия – экспериментальная наука. Теория без практики ничто. Ученик, попробовав себя в роли исследователя, экспериментатора максимально усваивает учебный материал. Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий [1, c .23]. Через исследовательскую деятельность наиболее эффективно происходит формирование компетенций. При этом очень важно для формирования компетенций учащихся, реализовать потенциал исследовательской деятельности не сразу, а поэтапно (схема № 2). Схема №2. Этапы исследовательской деятельности Согласно государственному образовательному стандарту среднего (пол-ного) общего образования, на учебных занятиях целесообразнее формировать компетенции по четырём уровням (схема № 3). Усложнение уровней проис-ходит от I к IV, от базового уровня к повышенному. Компетенции IV уровня позволяют выполнять задания ЕГЭ части С. Схема №3. Выше было отмечено, что компетенции формируются на учебном занятии деятельностного типа (схема № 4). Через деятельность учащийся получает навыки применения знаний при решении проблемных ситуаций [6, c .13]. Через деятельность учащийся может сказать «могу», вместо «знаю». К чему, собственно, и стремится «школа компетенций». Схема №4. Структура учебного занятия на деятельностной (компетентностной) основе Предлагаемый опыт реализации компетентностного подхода в образовании не противоречит целям Государственного стандарта образования, направлен на формирование компетенций у учащихся - «готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Именно компетентностный подход в образовании позволяет решить главную задачу современной школы — передать учащимся не столько знания, сколько социальный опыт. Литература :
|